logo
Лекции по ценообразованию

4.1. Международная торговля: сущность, теории

Ценообразование на мировом рынке связано с международной торговлей.

Международная торговля представляет собой сферу международных товарно-денежных отношений, основанных на купле-продаже товаров и услуг между странами.

Международная торговля является важнейшим средством развития специализации, повышения производительности труда, эффективного использования ресурсов, ускорения научно-технического прогресса и обеспечения экономического роста за счет эффекта масштаба.

В основе международной торговли лежат две основные причины:

В экономической литературе имеется множество различных теорий оценки эффективности мировой торговли: меркантилистическая; абсолютных преимуществ; сравнительных преимуществ; взаимного спроса; соотношения факторов производства.

Меркантилистическая теориявозникла на этапе разложения феодального строя и становления капитализма. Она связана с товарным характером производства, с куплей и продажей. Представители школы Т. Ман, Ш. Давенант, В. Петти придерживались статистических взглядов на мир, который с их точки зрения располагал лишь ограниченными богатствами, поэтому одна страна могла обогатиться лишь за счет другой страны, а, значит, основой богатства могла быть только торговля. Заслуга меркантилистов состоит в том, что они впервые подчеркнули значимость международной торговли, обратили внимание на необходимость государст­венного вмешательства, описали торговое сальдо, показали прямую взаимосвязь внешней торговли с внутриэкономическим развитиемстраны.

«Лэссэ-фэр» – школа, которая последовательно преследовала политику государственного невмешательства в экономику и свободы конкуренции. Ее родоначальником был известный экономист А. Смит, который видел в международной торговле не приобретение золота, а развитие производства за счет разделения труда и его кооперации.

Теория абсолютных преимуществ базируется на издержках производства экспортных товаров. Ее сущность состоит в следующем: страны на мировой рынок экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками, а импортируют те товары, которые производят с большими издержками. Этим объясняется и тот факт, что мировые цены на отдельные товары, как правило, ниже национальных.

Теория сравнительных преимуществоснована на теории абсолютных преимуществ. Однако ее отличие от первой состоит в том, что международная торговля выгодна каждой из стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. В основе данной теории лежитальтернативнаяцена(рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое на производство другого товара).

Теория взаимного спросазаключается в том, что цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт. Конечное соотношение цен при мировой торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран.

Теория соотношения факторов производства – одна из неоклассических теорий, представители которой объясняют необходимость международной торговли разным уровнем обеспеченности стран факторами производства, от чего возникают существенные различия в относительных ценах.

Таким образом, перечисленные теории с различных точек зрения обосновывают необходимость и эффективность мировой торговли, как важнейшего фактора экономического прогресса, ускорения темпов экономического роста мирового хозяйства и процессов интернационализации экономики.