logo
Лекции по ценообразованию

3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены

Государственный протекционизм в мировом ценообразовании широко используется в скрытых его формах. По оценкам некоторых экономистов, в мировой практике наблюдается несколько сотен видов скрытых форм воздействия правительств на цены, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Среди них особое место занимают государственные закупки и заказы, стандартизация продукции, административные проволочки, внутренние сборы и налоги, требования о содержании местных компонентов и т. д.

Анализ политики государственных заказов и закупоксвидетельствует о том, что одной из важнейшей закономерностей скрытого протекционизма является нарушение согласованных принципов международной торговли.

Государственные закупкипредставляют собой требования от государственных органов и предприятий покупать товары только у национальных фирм. Отдавая предпочтение собственным производителям при закупке товаров, правительства широко используют ценовой механизм. Например, разрешается приобретать импортную продукцию только в том случае, если цена на нее будет выше, чем на аналогичные товары отечественного производства. Характерен пример японской государственной телекоммуникационной корпорации «НИППОН телеграф энд Телефон Публик Корпорейшен», которая занимает одно из ведущих положений на мировом рынке, однако, незначительную часть своего оборудования приобретает за границей, несмотря на то, что в мире есть лучшие технологические решения и по более низкой цене. Американское правительство по закону 1933 г., получившему название «Акт Покупай Американское», платило на 12%, а для оборонных товаров – на 50% больше отечественным производителям, чем иностранным поставщикам.

В мировой практике можно встретить множество законодательных актов, по которым на отдельные продукты устанавливается минимальный процент стоимости, которая должна иметь отечественное происхождение, чтобы этот продукт мог бы реализоваться внутри страны. Требования о содержании местных компонентов чаще всего используются развивающимися странами и предполагают наращивание отечественного производства данных товаров.

К скрытой форме протекционизма в мировом ценообразовании также относятся технологические барьеры, которые препятствуют импорту товаров (требования о национальных стандартах, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, требований о защите местного товаропроизводителя и т. д.). Для того чтобы блокировать сбыт товаров иностранного производства и обеспечить возможность продажи отечественной продукции, правительства стран устанавливают стандарты по классификации, маркировке, проведению испытаний импортных товаров (например, в России наиболее ощутимым технологическим барьером является требование о сертификации большинства импорта, регистрация экспорта стратегически важных товаров и т. д.).

В области нетарифного регулирования основным направлением работы должно стать снижение (исключение) антидемпинговых и компенсационных мер в отношении экспорта, а также введение и применение адекватных защитных мер.

Применение нетарифных ограничений должно осуществляться в соответствии с нормами и принципами ВТО: