logo
Лекции по ценообразованию

1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену

С международным разделением связана и мировая цена. В экономической литературе можно встретить различные трактовки категории «мировая цена»:

Цена – достаточно сложная экономическая категория. В ней фокусируются экономические отношения производства и реализации товаров, формирования стоимости, распределительных отношений, получения прибыли и осуществления накопления.

Цена на внутреннем рынке имировая ценадалеко не идентичные понятия, хотя их основой являются издержки производства или себестоимость.

Мировая цена – это цена основных стран экспортеров товаров и услуг, выраженная в свободно-конвертируемой валюте, цена, по которой осуществляется купля-продажа в важнейших международных центрах торговли на рынках со свободным режимом. Например, мировыми ценами являются цены на машины и оборудование европейских, японских и американских производителей; на уголь – импортные цены в западноевропейских портах; на нефть, цинк, свинец, олово, никель, аммоний – цены Лондонской биржи цветных металлов; на пшеницу – цены Канадской биржи.

На мировую цену оказывают влияние природные, географические, экологические, социальные, политические и экономические факторы. Основные среди них – экономические: колебания валютных курсов стран; налогообложение; инфляция; конкуренция; монополизация; уровень государственного вмешательства международных организаций и объединений в ценообразование; спрос и предложение и т. д.

Изучая мировое ценообразование, экономисты отмечают, что на мировом рынке формирование цен, разработка ценовой политики и ее осуществление – более сложный процесс, чем на внутреннем рынке. Это обусловлено рядом факторов:

Выбор метода ценовой политики во внешнеэкономической деятельности и определение конкурентной цены на товары и услуги, прежде всего, связаны с решением таких задач и целей фирм, как освоение определенной доли мирового рынка, получение прибыли и рациональное использование международных факторов производства.

В экономической литературе чаще всего встречаются затратные теории цены, связанные с теорией трудовой стоимости. Согласно данной теории, стоимость товара представляет собой воплощение труда товаропроизводителя, и ее величина определяется количеством общественно-необходимого труда для его производства. Затратная теория цены связана с действием закона стоимости на мировом рынке – все товары производятся и продаются по стоимости.

Закон стоимости – один из основных законов товарного производства. Он является стержнем ценообразования не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Для каждой страны характерен свой уровень интенсивности и производительности труда, поэтому страны существенно отличаются друг от друга по уровню общественно необходимых затрат труда на производство товаров и услуг. Экономическая интеграция и интернационализация производства, развитие мировой торговли, согласно данной теории, ведут к появлению среднемирового труда и интернациональной стоимости.

Интернациональная стоимостьпредставляет собой результат не просто суммирования стоимости товаров всех стран, она определяется общественно-необходимыми затратами производства данных товаров странами-экспортерами, которые на мировом рынке выступают в качестве основных поставщиков данной продукции. На основе этих представлений многие экономисты утверждают, чтомировая цена – это денежное выражение интернациональной цены производства на мировом рынке, в основе которой лежит интернациональная стоимость. Недостатком затратной теории формирования цены является то, что она недооценивает роль таких факторов влияния на цену, как выгодность мировой торговли, спрос и предложение, конкуренция, вмешательство государства, мировых и региональных организаций в мировое ценообразование.

Среди известных теорий цены важное значение придается, так называемой, нематериальной теории ценообразования в мировой экономике. Она тесно связана с теорией предельной полезности, которая характеризуется как мера предпочтения, отдаваемого потребителем конкурентному товару в рамках всех предлагаемых товаров. Цена формируется в зависимости от дополнительного выпуска данного товара в результате увеличения на него спроса.

В рыночной экономике спрос и предложение чаще всего являются решающим фактором ценообразования. Спросна мировом рынке определяется покупательной способностью стран и фирм в приобретении конкурентных товаров и услуг, апредложениевыступает как необходимое количество товаров, удовлетворяющее спрос. Закон спроса, выражая прямую зависимость от затрат труда, формирует тип рыночной структуры, характер конкурентных отношений, предложение товаров, степень их дифференциации, финансовое состояние стран и т. д.

Ценовая политика на основе спроса и предложения также имеет недостатки: количественное определение полезности и несовершенность методики ее вычисления. По потребительской стоимости товары не соизмеримы. Измерение наибольшей полезности на основе потребительского выбора товара с учетом величины дохода потребителя также не дает практических результатов, поскольку данный выбор или предложение во многом зависят от различного рода экономических и социальных факторов.

В мировом ценообразовании важную роль играет конъюнктура рынка, которая определяется экономической ситуацией на рынке в определенный момент времени и классифицируется по основным группам:рынок сырья, рынок объектов капитального строительства, рынок промышленных товаров, рынок продовольствия и т. д.

Показатели, которые характеризуют экономическое состояние рынка, можно также разделить на группы: производство, спрос и потребление, торгово-экономические показатели и цены.

К показателям, которые характеризуют производство, относятся следующие данные:

Основными показателями спроса и потребленияявляются данные:

Торгово-экономические показателивключают данные:

Основными показателями ценыявляются данные: