1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
С международным разделением связана и мировая цена. В экономической литературе можно встретить различные трактовки категории «мировая цена»:
это денежное выражение интернациональной цены производства на мировом рынке;
сумма денег, за которую на мировом рынке продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар;
результат предельной полезности и т. д.
Цена – достаточно сложная экономическая категория. В ней фокусируются экономические отношения производства и реализации товаров, формирования стоимости, распределительных отношений, получения прибыли и осуществления накопления.
Цена на внутреннем рынке имировая ценадалеко не идентичные понятия, хотя их основой являются издержки производства или себестоимость.
Мировая цена – это цена основных стран экспортеров товаров и услуг, выраженная в свободно-конвертируемой валюте, цена, по которой осуществляется купля-продажа в важнейших международных центрах торговли на рынках со свободным режимом. Например, мировыми ценами являются цены на машины и оборудование европейских, японских и американских производителей; на уголь – импортные цены в западноевропейских портах; на нефть, цинк, свинец, олово, никель, аммоний – цены Лондонской биржи цветных металлов; на пшеницу – цены Канадской биржи.
На мировую цену оказывают влияние природные, географические, экологические, социальные, политические и экономические факторы. Основные среди них – экономические: колебания валютных курсов стран; налогообложение; инфляция; конкуренция; монополизация; уровень государственного вмешательства международных организаций и объединений в ценообразование; спрос и предложение и т. д.
Изучая мировое ценообразование, экономисты отмечают, что на мировом рынке формирование цен, разработка ценовой политики и ее осуществление – более сложный процесс, чем на внутреннем рынке. Это обусловлено рядом факторов:
различной степенью государственного вмешательства в экономику;
разнообразием рынков;
возрастанием цен при экспортировании продукции;
существующим расхождением в практике установления фиксирования и изменения цен;
различиями в стратегии и формах ведения конкурентной борьбы на мировом рынке.
Выбор метода ценовой политики во внешнеэкономической деятельности и определение конкурентной цены на товары и услуги, прежде всего, связаны с решением таких задач и целей фирм, как освоение определенной доли мирового рынка, получение прибыли и рациональное использование международных факторов производства.
В экономической литературе чаще всего встречаются затратные теории цены, связанные с теорией трудовой стоимости. Согласно данной теории, стоимость товара представляет собой воплощение труда товаропроизводителя, и ее величина определяется количеством общественно-необходимого труда для его производства. Затратная теория цены связана с действием закона стоимости на мировом рынке – все товары производятся и продаются по стоимости.
Закон стоимости – один из основных законов товарного производства. Он является стержнем ценообразования не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Для каждой страны характерен свой уровень интенсивности и производительности труда, поэтому страны существенно отличаются друг от друга по уровню общественно необходимых затрат труда на производство товаров и услуг. Экономическая интеграция и интернационализация производства, развитие мировой торговли, согласно данной теории, ведут к появлению среднемирового труда и интернациональной стоимости.
Интернациональная стоимостьпредставляет собой результат не просто суммирования стоимости товаров всех стран, она определяется общественно-необходимыми затратами производства данных товаров странами-экспортерами, которые на мировом рынке выступают в качестве основных поставщиков данной продукции. На основе этих представлений многие экономисты утверждают, чтомировая цена – это денежное выражение интернациональной цены производства на мировом рынке, в основе которой лежит интернациональная стоимость. Недостатком затратной теории формирования цены является то, что она недооценивает роль таких факторов влияния на цену, как выгодность мировой торговли, спрос и предложение, конкуренция, вмешательство государства, мировых и региональных организаций в мировое ценообразование.
Среди известных теорий цены важное значение придается, так называемой, нематериальной теории ценообразования в мировой экономике. Она тесно связана с теорией предельной полезности, которая характеризуется как мера предпочтения, отдаваемого потребителем конкурентному товару в рамках всех предлагаемых товаров. Цена формируется в зависимости от дополнительного выпуска данного товара в результате увеличения на него спроса.
В рыночной экономике спрос и предложение чаще всего являются решающим фактором ценообразования. Спросна мировом рынке определяется покупательной способностью стран и фирм в приобретении конкурентных товаров и услуг, апредложениевыступает как необходимое количество товаров, удовлетворяющее спрос. Закон спроса, выражая прямую зависимость от затрат труда, формирует тип рыночной структуры, характер конкурентных отношений, предложение товаров, степень их дифференциации, финансовое состояние стран и т. д.
Ценовая политика на основе спроса и предложения также имеет недостатки: количественное определение полезности и несовершенность методики ее вычисления. По потребительской стоимости товары не соизмеримы. Измерение наибольшей полезности на основе потребительского выбора товара с учетом величины дохода потребителя также не дает практических результатов, поскольку данный выбор или предложение во многом зависят от различного рода экономических и социальных факторов.
В мировом ценообразовании важную роль играет конъюнктура рынка, которая определяется экономической ситуацией на рынке в определенный момент времени и классифицируется по основным группам:рынок сырья, рынок объектов капитального строительства, рынок промышленных товаров, рынок продовольствия и т. д.
Показатели, которые характеризуют экономическое состояние рынка, можно также разделить на группы: производство, спрос и потребление, торгово-экономические показатели и цены.
К показателям, которые характеризуют производство, относятся следующие данные:
о динамике производства того или иного вида продукции, основных фирм;
о появлении новых товаров и совершенствовании существующих;
о загрузке производственных мощностей;
о динамике капиталовложений в данную отрасль;
о движении портфеля заказов;
о динамике производственных издержек;
о зарплате и численности безработных;
о воздействии забастовок на объем выпуска и увеличение фонда заработной платы;
о движении курса акций, облигациях, учетном продукте и т. д.
Основными показателями спроса и потребленияявляются данные:
о конкретных рынках;
о динамике и структуре потребления;
о влиянии НТП на уровень потребления и требования к характеристикам товара;
о динамике оптовой и розничной торговли, размерах продаж в кредит;
о движении товарных запасов;
об индексах стоимости жизни и личных доходах потребителей.
Торгово-экономические показателивключают данные:
о динамике торговли;
об основных странах-экспортерах и импортерах;
о новых формах и методах торговли.
Основными показателями ценыявляются данные:
о динамике оптовых цен в ведущих странах-производителях и потребителях данного товара, т. е. об экспортных и импортных ценах;
о воздействии инфляции на цены;
об изменении цен на сырье и полуфабрикаты;
о товарах заменителях;
об изменении курса валют;
о государственном вмешательстве в ценообразование;
о воздействии монополий на уровень цен.
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках