logo

Политический риск.

Предпринимательские риски могут возникнуть вследствие внутренних для фирмы решений или вследствие воздействия внешней предпринимательской среды.

Основные причины, приводящие к появлению предпринимательс­ких рисков:

  1. общий экономический кризис;

  2. рост криминализации общества;

  3. высокие темпы инфляции;

  4. политическая нестабильность;

  5. нечеткость законодательной системы;

  6. высокий уровень налогообложения;

  7. недобросовестная конкуренция.

Поскольку прииск имеет объективную основу из-за неопре­деленности влияния внешней среды и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, уро­вень общего риска следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов, одни из которых являются внешними, а дру­гие — внутренними.

Внешние факторы:

1) факторы прямого воздействия:

— законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность;

77

Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности, связанные с риском. На основе этого фирма самостоятельно выявляет риски, которым она может быть подвержена; решает, какой уровень риска для нее приемлем; ищет способы, как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления рисками — особый вид деятельности, направленный на смягчение воздей­ствия риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы.

Деятельность предпринимателя в области управления рис­ками способствует решению основной предпринимательс­кой задачи — в зависимости от ситуации выбрать из альтер­нативных проектов оптимальный, учитывая при этом, что, чем более прибылен проект, тем выше степень риска для фирмы.

Деятельность предпринимателя по управлению рисками на­зывается политикой риска.

Политика риска — совокупность различного рода мероприя­тий, имеющих целью снизить опасность ошибочного приня­тия решения в момент самого его принятия и сократить воз­можные негативные последствия этих предпринимательских решений.

Процесс управления рисками включает:

  1. выяснение риска;

  2. оценку риска;

  3. выбор методов управления риском;

  4. применение выбранного метода;

  5. оценку результатов. 78

источников. При этом существенную роль играет дос­тупность кредитных ресурсов, которая зависит от перс­пективы будущей прибыльности фирмы. Другим огра­ничением использования кредитных ресурсов может быть их цена.

3) Передача риска партнерам. Партнерам передается та часть риска, по которой они имеют больше возможностей нейт­рализации их негативных последствий. Основные направ­ления передачи:

  1. Страхование риска. Это также передача риска. Стороной, принимающей риск, выступает страховая компания. При страховании необходимо учитывать степень вероятности возникновения риска, невозможность самостоятельного возмещения потерь и стоимость страхования.

  2. Объединение риска. Предполагается распределение риска путем объединения в разной степени с другими участни­ками, заинтересованными в общем успехе сделки. В каче­стве партнеров могут привлекаться другие предприятия и физические лица. Для этого создаются АО, финансово-промышленные группы, консорциумы, концерны.

  3. Диверсификация риска. Основные формы:

80

альтернативных поставщиков, можно будет увеличить объемы закупок у других поставщиков по налаженным каналам;