6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
Торгово-посреднические операции — операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.
Торговое посредничество включает значительный круг услуг:
-
подыскание заграничного контрагента;
-
подготовка и совершение сделки;
-
кредитование сторон;
-
предоставление гарантий оплаты товара покупателем;
-
осуществление транспортно-экспедиторских операций;
-
страхование товара при транспортировке;
-
выполнение таможенных формальностей;
-
проведение рекламных мероприятий.
К торгово-посредническим фирмам относятся фирмы, независимые от производителя и потребителя товара (сбытовые, экспортные и другие дочерние фирмы и филиалы промышленных компаний к этой категории не относятся). Эти фирмы действуют с целью извлечения прибыли, получаемой либо в результате разницы между ценами закупки товаров у экспортеров и ценами продажи товаров покупателям, либо в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров на внешние рынки. Они занимаются в основном коммерческой деятельностью, хотя наиболее крупные из них иногда выполняют и производственные операции (связанные большей частью с обработкой закупаемых и реализуемых ими товаров), транспортировкой грузов, страхованием, но эти функции подчинены осуществлению торговой деятельности. Торгово-посреднические фирмы имеют, как правило, собственную материально-техническую базу — склады, демонстрационные залы, розничные магазины. Роль торговых посредников выполняют государственные организации и торговые компании развиваю-
108
щихся стран, осуществляющие операции по закупкам и экспорту товаров.
В современных условиях значительно расширяются функции, выполняемые торговыми посредниками, что связано с изменением структуры торгово-посреднического звена.
Основные предоставляемые услуги:
-
операции по организации сбыта;
-
транспортно-экспедиторские операции;
-
финансирование торговых операций;
-
технические услуги и послепродажное техническое обслуживание;
— сбор и предоставление информации о рынках.
Расширение функций торгово-посреднических фирм осуществляется также путем внедрения их в производственную сферу, т. е. создания дочерних предприятий, в том числе и за границей, по переработке и сборке продукции, куплей-продажей которой они занимаются. Важной областью деятельности торговых фирм стало участие в международных консорциумах для осуществления крупных строительных проектов. Торговым посредникам — участникам консорциумов — предоставляется возможность осуществлять закупочно-сбытовые операции для таких предприятий.
Качественные сдвиги в торгово-посредническом звене характеризуются сосредоточением подавляющей части торгово-посреднических операций в руках небольшого числа крупнейших торговых компаний, которые осуществляют весь комплекс операций:
— куплю-продажу за свой счет;
-
финансирование операций (наличие финансовых компаний, связей с банками);
-
страхование (наличие собственных страховых компаний);
-
транспортировку (наличие собственного флота);
-
техническое обслуживание (наличие складов запасных частей);
-
производство и обработку (наличие предприятий не только по переработке, но и в других отраслях);
-
заграничные операции (наличие филиалы за границей);
-
подчинение дилерских фирм, которые ориентируют на продажу конкретных товаров.
109
На долю торговых посредников приходится от половины до 1 двух третей товаров, участвующих в международном товаро-1 обороте. Торговые посредники все еще сравнительно широко используются во внешней торговле США, Англии, Нидерландов, Скандинавских стран, Японии. В Швеции, Англии, например, через них осуществляется около 50 % внешнеторгового оборота.
Использование торговых посредников создает для зарубежных фирм определенные преимущества, что и обусловливает их важную роль в международной торговой практике:
-
фирма-экспортер не вкладывает каких-либо значительных средств в организацию сбытовой сети на территории страны импортера, поскольку торгово-посреднические фирмы обычно имеют собственную материально-техническую базу (складские помещения, демонстрационные залы, ремонтные мастерские), а иногда и свои розничные магазины;
-
освобождение экспортера от проблем, связанных с реализацией товара (доставка в страну импортера, сортировка и упаковка, подбор по ассортименту, приспособление к требованиям местного рынка);
-
использование капитала торгово-посреднических фирм для финансирования сделок как на основе краткосрочного, так и среднесрочного кредитования. Здесь большое значение имеют устойчивые деловые связи торгово-посреднических фирм с банками, транспортно-экспедиторскими и страховыми компаниями;
-
рынки некоторых товаров целиком монополизированы торговыми посредниками (например, брокерами в Англии) и недоступны для установления прямых контактов с потребителями. В этом случае использование торгово-посред-нического звена вызываются необходимостью.
В зависимости от характера взаимоотношений между производителем-экспортером и торговым посредником, а также от функций, выполняемых торговым посредником, можно выделить несколько видов торгово-посреднических операций:
— операции по перепродаже — осуществляются торговым посредником от своего имени и за свой счет. Это означает, что торговый посредник сам выступает стороной
ПО
договора как с экспортером (здесь и далее имеется в виду экспортер-производитель), так и с конечным покупателем, и становится собственником товара после его оплаты. Различают 2 вида операций по перепродаже:
-
операции, в которых торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель, приобретающий товары на основе договора купли-продажи. Он становится собственником товаров и может реали-зовывать их по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене. Отношения между экспортером и такого рода посредником прекращаются после выполнения сторонами своих обязательств по договору купли-продажи. Терминология, применяемая к такого рода посредникам, разнообразна. Чаще всего их называют купцами (merchant) в Англии, США; Handler — в Германии; handled — в Швеции. На рынке черных металлов Англии таких посредников называют стокхолдера-ми (stockholders). Торговцев сахаром за свой счет на нью-йоркской бирже называют операторами (operator), торговцев какао на лондонской бирже — дилерами (dealer), торговцев цветными металлами — принципалами (principal);
-
операции, в которых экспортер предоставляет торговому посреднику право продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока на основе договора о предоставлении права на продажу. Этот договор устанавливает только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации товаров на определенной территории. Для его исполнения стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи, в которых устанавливаются количество и качество поставляемого товара, цена, условия поставки, способ платежа и форма расчета, сроки платежа, условия гарантии качества, порядок предоставления рекламаций. Сделки купли-продажи между торговцем по договору и покупателем заключаются в соответствии с условиями договора о предоставлении права на продажу между экспортером и торговцем по дого-
111
вору. Торговца по договору называют в разных странах по-разному. Например, в США и Англии его именуют дистрибьютор (distributor), в Германии — торговец по договору (Vertragshandler), или торговец за свой счет (Eigenhandler), в Бельгии и Греции — концессионер (concessinaire), во Франции — коммерсант (concession commerciale) или концессионер (concession de vente). Иногда лицо, которому предоставляется право на продажу, именуется гранти (grantee). Производитель-экспортер, предоставляющий право на продажу, именуется грантор (grantor), но чаще в договорах его называют производителем (manufacturer), поставщиком (supplier), экспортером (exporter). В международной коммерческой практике наибольшее распространение получили термин «дистрибьютор» для обозначения торговца по договору и термин «поставщик» для обозначения производителя-экспортера. Посредничество торговца по договору состоит в содействии продвижению товара от экспортера к конечному потребителю на определенной территории, при необходимости оно включает организацию технического обслуживания проданных товаров, обеспечение покупателей запасными частями и др. При этом торговец должен соблюдать интересы экспортера и при продаже придерживаться определенных установленных договором условий. В обязанности торговца по договору, находящегося в стране производителя, может входить получение заказов от иностранных покупателей и размещение их у производителя от своего имени и за свой счет (он сам выступает как покупатель по заказу иностранного контрагента). Если это предусмотрено специальным соглашением, в обязанности торговца по договору, находящегося в стране-импортере, могут входить организация склада и поставка товаров конечному потребителю со склада, а также осуществление рекламы, демонстрация образцов товаров на складе и др.
Торговец по договору выступает в этих операциях постоянным звеном в организации сбыта экспортером. Поэтому он обязан постоянно соблюдать интересы экспортера и действовать в пределах полномочий согласно договору о предоставлении права на продажу. Речь идет о международных дистрибьюторских со-
112
глашениях, когда дистрибьютор действует полностью или частично на территории одной или нескольких стран — иных, чем страна грантора (производителя), где он организует сбыт в интересах производителя.
Таким образом, отличительными чертами деятельности дистрибьютора в международной предпринимательской деятельности являются:
-
приобретение и перепродажа товаров от своего имени и за свой счет;
-
тесные и доверительные связи с производителем;
-
принятие обязательств по продвижению и/или организации сбыта на закрепленной за ним определенной территории;
-
предоставление дистрибьютору права сбыта, когда производитель утрачивает привилегированное положение на территории дистрибьютора;
-
установление отношений с производителем на согласованный период времени, что лежит в основе их сотрудничества, которое не носит эпизодического характера;
-
ограничение свободы действий дистрибьютора обязательством воздерживаться от конкуренции;
-
осуществление сбыта маркированных товаров под товарным знаком производителя.
- Агентские операции — операции в торговле, которые состоят в поручении одной стороной, именуемой принципалом, независимой от нее другой стороне, именуемой агентом (торговым, коммерческим), совершения фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала. Агентские операции совершаются на основе более или менее длительного соглашения, именуемого агентским. Независимость агента выражается в том, что он не состоит в трудовых отношениях с принципалом и может осуществлять свою деятельность самостоятельно за определенное вознаграждение. Агент является в большинстве случаев юридическим лицом, зарегистрированном в торговом реестре. Хотя агент и обязан действовать в пределах полномочий, определенных в агентском соглашении, он не подлежит прямому контролю и надзо-
113
ру со стороны принципала. Осуществление агентом своей деятельности от имени и за счет принципала отличает его 1 от купца и торговца по договору (дистрибьютора), совершающих сделку от своего имени и за свой счет, а также от комиссионера, который выступает перед третьими ли- 1 цами от своего имени, но совершает сделки за счет коми- 1 тента. Агент лишь способствует совершению сделки куп- ] ли-продажи, но сам в ней в качестве стороны контракта не участвует и не покупает за свой счет товар. Он дей- | ствует лишь как представитель принципала в рамках ответственности, возложенной на него агентским соглаше- 1 нием. В этом и есть отличительная особенность агентского соглашения от договора о предоставлении права на про-дажу (дистрибьюторского соглашения). Термин «агентское соглашение» имеет свое правовое содержание и при- I менять его можно только к определенного рода соглаше- i ниям. Необоснованное использование этого термина может дать повод для применения положений об агентском до- 1 говоре к соглашениям, которые агентскими не являются, I что, в свою очередь, может привести к серьезным недо- 1
разумениям. Правовое регулирование агентских операций в международном предпринимательстве имеет существенные различия. В государствах континентальной Европы, Скандинавских странах, а также в Японии и отдельных развивающихся странах имеются специальные нормы, регулирующие правоотношения с аген-1 тами. Они обычно содержатся либо в гражданских и торговых I кодексах, либо в законах о торговых агентах и применяются 1 тогда, когда участники договора не согласовали иное. В систе- I ме права государств континентальной Европы в отношении ] услуг торговых посредников, включая услуги по продвиже- ] нию товаров на рынки зарубежных стран, принята система! договора коммерческого представительства, согласно которо- ] му представитель заключает от имени и за счет доверителя I различные сделки. При этом он учитывает интерес доверителя! в продвижении его товаров на рынки третьих стран и выпол- j няет комплекс содействующих этому мероприятий (рыночные 1 исследования, реклама, поиск клиентов, переговоры с ними). I В англо-американской системе права под агентом понимается 1
114
физическое или юридическое лицо, имеющее право представлять другое лицо или совершать торговые операции от имени последнего с определенным кругом товаров и на определенной территории. Агент ведет переговоры от имени своего принципала, но сам в качестве самостоятельной стороны в договоре не выступает. В Великобритании и США термин «агент» часто употребляется в широком смысле, охватывающем все виды представительства и посредничества, в том числе и договор комиссии, и в более узком смысле, по которому агентом является лицо, уполномоченное на заключение сделок и совершение других действий от имени представляемого и за его счет или на посредничество между сторонами при заключении сделок между ними самими. Законодательство Германии понимает под торговым представителем того, кто в качестве самостоятельного предпринимателя имеет постоянное полномочие оказывать посреднические услуги по заключению сделок для другого предпринимателя или совершать сделки от его имени.
Принципиальной разницы в определении агентов в различных странах нет, хотя в каждой из них имеются собственные понятия и используется своя терминология в названии сторон. Например, в Великобритании стороны в агентском соглашении называются агент и принципал (agent, principal); в Германии — представитель (торговый представитель) и предприниматель (Vertreter, Handelsvertreter, Unternemer); во Франции — представитель (агент) и доверитель (representant, commentant en mandat).
- Комиссионные операции — состоят в совершении одной стороной, именуемой комиссионером, по поручению другой стороны, именуемой комитентом, сделок от своего имени, но за счет комитента. Взаимоотношения между комитентом и комиссионером регулируются договором комиссии. В соответствии с договором комиссии комиссионер не покупает товары комитента, а лишь совершает сделку по купле-продаже товаров за счет комитента. Это означает, что комитент остается собственником товара до его передачи в распоряжение конечного покупателя. Вместе с тем следует заметить, что продажа товаров через комиссионеров редко связана с передачей товаров комитента во владение ко-
115
миссионера, который при этом не становится их собствен-ником. Находящиеся в распоряжении комиссионера това- 1 ры, присланные ему комитентом для продажи (равно, как и товары, купленные комиссионером для комитента), j признаются собственностью комитента. Риск случайной гибели и случайного повреждения таких товаров при отсутствии иной договоренности сторон лежит на комитен- ] те. Комиссионер, однако, обязан принимать все меры к обеспечению сохранности вверенных ему товаров и отвечать за их утрату или повреждение, если это произойдет
по его вине. Комиссионер заключает договор купли-продажи с покупателями от своего имени и сам получает от них платеж за поставленные товары. Таким образом, комиссионер является посредником только с точки зрения комитента. Для третьего лица (покупателя), с которым он по поручению комитента заключает сделку, комиссионер является стороной договора купли-продажи. В договоре комиссии устанавливается порядок определения цены, по которой комиссионер продает товары комитентов. Обычно она определяется относительно каждой партии товара, может быть установлен как минимальный, так и максимальный уровень. В договоре обычно обусловливается, чтобы завышение цен не послужило причиной снижения конкурентоспособности товара. Комиссионер за свое посредничество получает комиссионное вознаграждение, обозначенное в договоре. Это может быть определенный процент от суммы сделки (до 10 %) или разница между ценой, назначенной комитентом и реализационной ценой комиссионера. Комиссионер обычно не отвечает перед комитентом за исполнение договора третьим лицом, однако иногда в договор комиссии включается условие «делькредере» — о его ручательстве за исполнение сделки третьим лицом. Комиссионные поручения иностранным покупателям принимают форму индентов.
При выполнении поручения комиссионер должен придерживаться условий, предписанных ему комитентом. Полученный от покупателя платеж за вычетом причитающегося ему комиссионного вознаграждения и расходов, сделанных сверх предусмотренных договором комиссии (с согласия комитента), комиссионер обязан в течение определенного в договоре числа
116
дней перевести на счет комитента. Платеж считается произведенным после того, как комитент подтвердит его получение и правильность. В договоре комиссии обусловлены также и обязанности комиссионера, которые зависят от характера совершаемых им операций.
Комиссионные поручения иностранных покупателей могут принимать форму так называемых индентов (indent). Индент — разовое комиссионное поручение импортера одной страны комиссионеру другой страны на покупку определенной партии товара. Этот заказ комиссионер передает производителю своей страны. Если индент точно устанавливает, у какого производителя должна быть куплена данная партия товара, и если сведения о заказываемом товаре указаны точно (сорт, цвет или образец), он называется закрытым. Индент, предоставляющий комиссионеру право выбора производителя и не содержащий точных сведений о заказываемом товаре, называется открытым. Один и тот же индент может охватывать несколько партий различных товаров, заказываемых у различных предпринимателей и собираемых в одну отправку.
Также разновидностями комиссионных операций являются операции консигнации. Они состоят в поручении одной стороной, именуемой консигнантом, другой стороне, именуемой консигнатором, продажи товара со склада от своего имени и за счет консигнанта. Консигнационные операции осуществляются на основе договора консигнации, к которому применяются нормы законодательства о договоре комиссии. Под договором консигнации понимают договор, в соответствии с которым одна сторона (консигнатор) обязуется по поручению другой стороны (консигнанта) в течение определенного времени за обусловленное вознаграждение продавать от своего имени и за счет консигнанта поставленный на склад в стране консигнатора товар. Эти товары остаются собственностью консигнанта до момента их продажи третьим лицам. Консигнационная форма продажи используется при слабом освоении рынка или же при поставках новых товаров, мало известных местным покупателям. На консигнацию обычно поставляются также изделия массового серийного производства, в устойчивом и быстром сбыте которых экспортер не уверен. Продажа товаров со склада, находящегося в стране сбыта, значительно облегчает освоение новых рынков, поскольку
117
иностранные покупатели получают возможность ознакомиться с интересующими их изделиями не только по каталогам, проспектам, прейскурантам и спецификациям, но и непосредственно путем их осмотра, а часто и посредством проверки в работе. — Брокерские операции — состоят в установлении через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем (между страховщиком и страхователем, судовладельцем и фрахтователем). Брокер никогда не является стороной в договоре, а действует исключительно с целью сведения сторон, которые берут на себя обязательства по сделке, заключенной при посредстве брокера. Независимо от того, какой конкретной деятельностью брокер занимается или кого представляет, он всегда выступает как посредник в узком юридическом смысле, совершая только фактические действия. В отличие от агента, брокер не является представителем, он не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует на основе соглашения с клиентом, именуемого клиентским соглашением. В функции брокера входит участие в биржевой торговле и выполнение поручений клиентов. На основе клиентского соглашения брокер открывает для клиента один или несколько счетов после подписания последним уведомления о риске при заключении сделок на фьючерсной бирже через брокера. Клиент дает свое согласие на депонирование определенных средств для осуществления биржевых операций, на оплату комиссионного вознаграждения брокеру и задолженности по счетам. Клиент предоставляет брокеру специальное разрешение на заключение каждой отдельной сделки (исполнение приказа), и последний обязан действовать строго в пределах данных полномочий, в частности, выполнять указания своего клиента о количестве, качестве и цене товара. По первому требованию клиента брокер обязан предоставлять отчет о всех проведенных от его имени операциях. Когда заключению сделки предшествуют длительные переговоры в связи с уторговыванием условий, брокер должен получать полномочия на каждой очередной стадии. Брокеру могут быть также поручены контроль за исполнением
118
заключенного при его посредничестве контракта и предъявление рекламаций. По поручению своих клиентов брокер может взять на себя подбор партии товаров определенного ассортимента, информации о состоянии рынка и др. За свои услуги брокер получает обусловленное вознаграждение (англ. — брокеридж (brokerage), фр. — куртаж (courtage), нем. — провизион (Provision)), которое колеблется от 0,25 % до 3 %. Брокер не имеет права представлять интересы другой стороны в сделке и принимать от другой стороны комиссию или вознаграждение, за исключением тех случаев, когда на это имеется согласие клиента. Иногда в качестве посредника выступают два брокера: один по поручению покупателя, другой — продавца. Брокеры обычно специализируются на совершении посреднических операций по купле-продаже одного-двух определенных видов товаров. Как правило, это биржевые и аукционные товары.
- Юрген Цеддиес
- Элеонора Марисова
- Введение
- Глава 1 теоретические основы международного предпринимательства
- 1.1 Понятие международной предпринимательской деятельности
- 1.2 История развития международного предпринимательства
- 1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
- Глава 2 организационно-правовые формы международного предпринимательства
- 2.1 Классификация международного предпринимательства
- 1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:
- 2. По характеру собственности:
- 2.2 Правовое положение и ответственность предпринимателей на мировом рынке
- Глава 3 экономико-правовые и межкультурные аспекты международной предпринимательской деятельности з.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран
- 3.2 Системы налогообложения предприятий в различных странах
- 3.3 Трудовые отношения в странах мира
- 3.4 Межкультурные аспекты международного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 предпринимательский риск
- 4.1 Сущность рисков и потерь в международном предпринимательстве
- 4.2 Классификация и система управления предпринимательскими рисками
- 1) По возможности страхования:
- 2) По возможности диверсификации риска:
- 4) По сфере возникновения:
- 6) По степени допустимости:
- 7) По степени обоснованности:
- Политический риск.
- 7) Прочие методы нейтрализации рисков:
- Глава 5 внешнеторговый контракт как база международного предпринимательства
- 5.1 Внешнеторговый контракт и методология его составления
- 5.2 Техника подготовки и заключения внешнеторговых сделок
- 5.3 Содержание условий втк
- 5.4 Исполнение внешнеторгового контракта
- Глава 6 торгово-посреднические операции в международном предпринимательстве
- 6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
- 6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
- Глава 7 встречные операции в международном предпринимательстве
- 7.1 Понятие и особенности международной встречной торговли
- 7.2 Виды международных встречных сделок
- Глава 8 операции по обмену научно-техническими знаниями в международном предпринимательстве
- 8.1 Теоретические основы международного обмена технологиями в предпринимательской деятельности
- 8.2 Операции по обмену лицензиями в международном предпринимательстве
- 8.3 Операции по обмену инженерно-техническими услугами в международном предпринимательстве
- Глава 9 предпринимательство на международных товарных биржах, аукционах, торгах
- 9.1 Международные товарные биржи
- Биржевые рынки сша
- 9.2 Международные аукционы и торги
- 9.3 Международные выставки и ярмарки
- Ежегодные;
- Сезонные.
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 международный франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
- 10.1 Сущность международного франчайзинга
- 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
- 10.3 Обязанности сторон договора франчайзинга
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11 факторинговые операции в международном предпринимательстве
- 11.1 Сущность международного факторинга
- 11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
- 11.3 Договор факторинга
- Глава 12 особенности функционирования совместного предпринимательства
- 12.1 Экономическая сущность совместного предпринимательства
- 12.2 Организационные основы и особенности создания совместных предприятий
- 12.3 Эффективность функционирования совместного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 интеграционные процессы в международном предпринимательстве
- 13.1 Интернационализация предпринимательской деятельности
- 13.2 Экономическая интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур
- 13.3 Особенности интеграционных процессов в региональных системах предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное предпринимательство в условиях торговой либерализации и интеграции
- 14.1 Торговая специализация России на мировом рынке
- 14.2 Вто и Россия: основные вопросы присоединения
- 14.3 Вступление России в вто и развитие отечественного сельского хозяйства
- Сценарий 3. Современная ситуация
- 14.4 Россия и мировые интеграционные процессы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Приложение