Введение
Современное международное предпринимательство представляет собой процесс интернационализации предпринимательской деятельности и с этой точки зрения является синтезом таких областей знаний, как предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность предприятия (если анализировать теоретические аспекты предпринимательства через призму международных экономических связей).
По аналогии с тем, что предпринимательство представляет собой либо процесс зарождения, создания нового дела, либо процесс его роста и перехода из одного качественного состояния в другое, международное предпринимательство должно рассматриваться сегодня как вид деятельности, охватывающий именно такие пограничные состояния участника международных экономических отношений. А они, в свою очередь, требуют применения соответствующих механизмов планирования, управления, финансирования и контроля, а также особой концентрации знаний, навыков и усилий предпринимателя. Именно поэтому международное предпринимательство в качестве основных субъектов деятельности выделяет не многонациональные компании как международный бизнес, а малые предприятия, на долю которых сегодня приходится более четверти общего объема международных операций. Доля предпринимательских организаций на мировом рынке имеет тенденцию к увеличению.
Международное предпринимательство как явление отражает всю совокупность внешнеэкономических отношений (экономических, социальных, организационных), связанных с организацией предпринимателями своего дела, производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг и получением желаемого результата в виде прибыли. Международное предпринимательство объективно отражает всю систему отношений, возникающих на мировом рынке у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщиками, банками, государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, наемными работ-
3
никами и другими субъектами мирового рынка. При этом международное предпринимательство отражает товарный характер таких отношений, которые реализуются на основе действия экономических законов мирового рынка (спроса, предложения, конкуренции), а также всех инструментов товарного производства и обращения.
Одним из важнейших аспектов развития предпринимательской деятельности в России сегодня становится участие нашей страны в сфере международных экономических отношений, которое происходит на фоне усиливающейся регионализации. Формирование в России рыночной экономики открытого типа предполагает активную вовлеченность страны в международное разделение труда. Основные решения, устанавливающие правила игры в международной торговле, принимаются ныне коллективно в рамках Всемирной торговой организации, что обусловливает безальтернативное включение в нее Российской Федерации.
В данном аспекте становится актуальным изучение современных направлений развития международной предпринимательской деятельности. В настоящем учебном пособии рассматриваются теоретические основы международного предпринимательства, организационно-правовые и межкультурные особенности предпринимательской деятельности на мировом рынке, вопросы торговли товарами и услугами, функционирования совместного предпринимательства, а также актуальные вопросы интеграционных процессов и тенденций интернационализации предпринимательской деятельности.
Особое внимание уделяется специфике торговой специализации России на мировом рынке, аспектам вступления России в ВТО с международной точки зрения, чему посвящена глава 14. Она представлена в рамках преподавания дисциплины «Международное предпринимательство» на русском и английском языках.
- Юрген Цеддиес
- Элеонора Марисова
- Введение
- Глава 1 теоретические основы международного предпринимательства
- 1.1 Понятие международной предпринимательской деятельности
- 1.2 История развития международного предпринимательства
- 1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
- Глава 2 организационно-правовые формы международного предпринимательства
- 2.1 Классификация международного предпринимательства
- 1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:
- 2. По характеру собственности:
- 2.2 Правовое положение и ответственность предпринимателей на мировом рынке
- Глава 3 экономико-правовые и межкультурные аспекты международной предпринимательской деятельности з.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран
- 3.2 Системы налогообложения предприятий в различных странах
- 3.3 Трудовые отношения в странах мира
- 3.4 Межкультурные аспекты международного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 предпринимательский риск
- 4.1 Сущность рисков и потерь в международном предпринимательстве
- 4.2 Классификация и система управления предпринимательскими рисками
- 1) По возможности страхования:
- 2) По возможности диверсификации риска:
- 4) По сфере возникновения:
- 6) По степени допустимости:
- 7) По степени обоснованности:
- Политический риск.
- 7) Прочие методы нейтрализации рисков:
- Глава 5 внешнеторговый контракт как база международного предпринимательства
- 5.1 Внешнеторговый контракт и методология его составления
- 5.2 Техника подготовки и заключения внешнеторговых сделок
- 5.3 Содержание условий втк
- 5.4 Исполнение внешнеторгового контракта
- Глава 6 торгово-посреднические операции в международном предпринимательстве
- 6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
- 6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
- Глава 7 встречные операции в международном предпринимательстве
- 7.1 Понятие и особенности международной встречной торговли
- 7.2 Виды международных встречных сделок
- Глава 8 операции по обмену научно-техническими знаниями в международном предпринимательстве
- 8.1 Теоретические основы международного обмена технологиями в предпринимательской деятельности
- 8.2 Операции по обмену лицензиями в международном предпринимательстве
- 8.3 Операции по обмену инженерно-техническими услугами в международном предпринимательстве
- Глава 9 предпринимательство на международных товарных биржах, аукционах, торгах
- 9.1 Международные товарные биржи
- Биржевые рынки сша
- 9.2 Международные аукционы и торги
- 9.3 Международные выставки и ярмарки
- Ежегодные;
- Сезонные.
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 международный франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
- 10.1 Сущность международного франчайзинга
- 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
- 10.3 Обязанности сторон договора франчайзинга
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11 факторинговые операции в международном предпринимательстве
- 11.1 Сущность международного факторинга
- 11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
- 11.3 Договор факторинга
- Глава 12 особенности функционирования совместного предпринимательства
- 12.1 Экономическая сущность совместного предпринимательства
- 12.2 Организационные основы и особенности создания совместных предприятий
- 12.3 Эффективность функционирования совместного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 интеграционные процессы в международном предпринимательстве
- 13.1 Интернационализация предпринимательской деятельности
- 13.2 Экономическая интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур
- 13.3 Особенности интеграционных процессов в региональных системах предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное предпринимательство в условиях торговой либерализации и интеграции
- 14.1 Торговая специализация России на мировом рынке
- 14.2 Вто и Россия: основные вопросы присоединения
- 14.3 Вступление России в вто и развитие отечественного сельского хозяйства
- Сценарий 3. Современная ситуация
- 14.4 Россия и мировые интеграционные процессы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Приложение