logo

Введение

Современное международное предпринимательство представ­ляет собой процесс интернационализации предпринимательской деятельности и с этой точки зрения является синтезом таких об­ластей знаний, как предпринимательство и внешнеэкономичес­кая деятельность предприятия (если анализировать теоретические аспекты предпринимательства через призму международных эко­номических связей).

По аналогии с тем, что предпринимательство представляет со­бой либо процесс зарождения, создания нового дела, либо про­цесс его роста и перехода из одного качественного состояния в другое, международное предпринимательство должно рассматри­ваться сегодня как вид деятельности, охватывающий именно та­кие пограничные состояния участника международных экономи­ческих отношений. А они, в свою очередь, требуют применения соответствующих механизмов планирования, управления, финан­сирования и контроля, а также особой концентрации знаний, навыков и усилий предпринимателя. Именно поэтому междуна­родное предпринимательство в качестве основных субъектов дея­тельности выделяет не многонациональные компании как между­народный бизнес, а малые предприятия, на долю которых сегод­ня приходится более четверти общего объема международных опе­раций. Доля предпринимательских организаций на мировом рын­ке имеет тенденцию к увеличению.

Международное предпринимательство как явление отражает всю совокупность внешнеэкономических отношений (экономи­ческих, социальных, организационных), связанных с организа­цией предпринимателями своего дела, производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг и получением желаемо­го результата в виде прибыли. Международное предприниматель­ство объективно отражает всю систему отношений, возникаю­щих на мировом рынке у предпринимателей друг с другом, с пот­ребителями, поставщиками, банками, государством в лице соот­ветствующих органов исполнительной власти, наемными работ-

3

никами и другими субъектами мирового рынка. При этом меж­дународное предпринимательство отражает товарный характер таких отношений, которые реализуются на основе действия эко­номических законов мирового рынка (спроса, предложения, кон­куренции), а также всех инструментов товарного производства и обращения.

Одним из важнейших аспектов развития предпринимательс­кой деятельности в России сегодня становится участие нашей страны в сфере международных экономических отношений, ко­торое происходит на фоне усиливающейся регионализации. Фор­мирование в России рыночной экономики открытого типа пред­полагает активную вовлеченность страны в международное раз­деление труда. Основные решения, устанавливающие правила игры в международной торговле, принимаются ныне коллективно в рамках Всемирной торговой организации, что обусловливает бе­зальтернативное включение в нее Российской Федерации.

В данном аспекте становится актуальным изучение совре­менных направлений развития международной предпринима­тельской деятельности. В настоящем учебном пособии рассмат­риваются теоретические основы международного предпринима­тельства, организационно-правовые и межкультурные особен­ности предпринимательской деятельности на мировом рынке, вопросы торговли товарами и услугами, функционирования со­вместного предпринимательства, а также актуальные вопросы интеграционных процессов и тенденций интернационализации предпринимательской деятельности.

Особое внимание уделяется специфике торговой специализа­ции России на мировом рынке, аспектам вступления России в ВТО с международной точки зрения, чему посвящена глава 14. Она представлена в рамках преподавания дисциплины «Международ­ное предпринимательство» на русском и английском языках.