10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
Стремительному развитию франчайзинга в современных условиях способствовали многие факторы, которые создавали определенные условия для положительных сдвигов в организации международной предпринимательской деятельности. К ним относятся:
-
Изменение структуры и системы организации бизнеса, в частности, в отраслях общественного питания, гостиничного сектора, автомобильного сервиса, здравоохранения, бытового обслуживания населения. Традиционные рестораны и отели, ранее ориентированные на ограниченный спрос, уступили место цепным объединениям ресторанов и кафетериев быстрого обслуживания, экономичным отелям, мотелям, кемпингам, рассчитанным на массового потребителя. Возникла принципиально новая система проката и обслуживания автомобилей.
-
Повышение общего уровня культуры ведения бизнеса благодаря освоению франчайзи нового опыта, новых идей и методов работы, новых технологий, передаваемых франчайзером. Это привело к повсеместному распространению фирменного обслуживания и повышению общего уровня культуры обслуживания потребителей.
-
Лучшее удовлетворение требований и потребностей массового потребителя благодаря установлению и обеспечению единообразных высоких стандартов качества продукции и услуг; лучшее удовлетворение растущих потребностей населения в товарах и услугах повседневного спроса; приближение торговых точек к местам проживания или работы населения. Этому способствовало создание огромного числа мелких магазинов, торгующих обычно круглосуточно товарами широкого ассортимента, а также прачечных, химчисток, ремонтных мастерских в жилых районах.
-
Усиление устойчивости мелкого предпринимательства, чему способствовало повышение конкурентоспособности мелкого бизнеса в результате создания и применения передовой техники и технологии, рассчитанной на предприятия небольшого размера и доступной по ценам мелким предпринимателям. В результате внедрения компьютерных технологий по-
205
высилась эффективность индивидуального обслуживания, j обработки небольших партий товаров, что позволило мелким предпринимателям экономить на использовании наемных рабочих на трудоемких операциях. На этой основе получил развитие малый семейный бизнес.
-
Обеспечение возможности привлечения в бизнес обширного круга поставщиков, оставшихся без работы, но имеющих опыт работы в качестве наемных работников и способных начать свое дело под руководством франчайзора.
-
Укрепление связей крупного бизнеса с мелким, что создает более прочную экономическую основу, воздействует на развитие хозяйственной конъюнктуры, позволяя уси- i ливать процессы регулирования в экономике как на госу- j дарственном, так и на межфирменном уровне.
-
Воздействие на устойчивость социальной основы общества, укрепление социальной базы рыночного хозяйства. Развитие франчайзинга как формы малого предпринимательства способствует росту широкого слоя мелких предпринимателей, расширяющих класс собственников, обеспечивающих социальную и политическую стабильность общества благодаря своей правовой защищенности. Повышение уровня занятости за счет начинающих свое дело мелких предпринимателей предупреждает в известной степени возникновение социальных конфликтов.
В основе развития франчайзинга как формы международной предпринимательской деятельности лежит объективная потребность расширения бизнеса и взаимная выгодность для партнеров. Преимущества для франчайзора:
1) франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делают первоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзер сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа
206
франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзора;
-
франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзеру за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т. д.);
-
франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзеру быстро и эффективно развиваться на рынке. Именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзер получает огромные преимущества на всем рынке потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзора никогда не хватило бы денег;
-
франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии фран-чайзинговой системы;
-
успех франчайзинговой системы при создании новых бизнес-концепций. Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес-концепции. Франчайзер развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзер разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес также успешно.
207
Преимущества для франчайзи:
-
все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзерами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы;
-
когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзора. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзер остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или разрушить его предприятие;
-
франчайзинг — это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедиться в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому что он имеет опыт своего франчайзора;
-
франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзор передает всем новым франчайзи и ключевым работникам;
-
франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но однако могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может обратиться за помощью к франчайзору. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок;
208
-
франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзора. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзора на использование торгового знака франчайзора. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзора. Франчайзи покупает репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзора уже получившего всеобщее признание;
-
франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более открытой для конкурентов.
Наряду с положительными чертами франчайзинг имеет и определенные отрицательные аспекты. Недостатки для франчайзора:
-
невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзером и франчайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса;
-
франчайзи не являются работниками франчайзора. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе;
209
-
влияние плохо работающих франчайзинговых предпри- 1 ятий. Многие потребители воспринимают каждое фран-чайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. ] И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему;
-
недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзо-ры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору;
-
трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуаль- ] ной собственностью франчайзера. Эти принципы бизнеса .< представляют собой коммерческую тайну и служат осно- I вой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффек- I тивные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать;
-
выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинго-вые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзером, он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору. Для того что- | бы избежать всех этих трудностей, франчайзоры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзер должен провести
210
интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. Недостатки для франчайзи:
-
невыполнение контракта по франчайзинговому договору. Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговой договоре, и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему;
-
взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения франчайзора. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора;
-
установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы. Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Несмотря на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами;
-
отсутствие поддержки со стороны франчайзора. Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка франчайзора является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзора подрывает силу франчайзинговой системы;
211
5) определение финансовой мощи франчайзора. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзора. Может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.
- Юрген Цеддиес
- Элеонора Марисова
- Введение
- Глава 1 теоретические основы международного предпринимательства
- 1.1 Понятие международной предпринимательской деятельности
- 1.2 История развития международного предпринимательства
- 1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
- Глава 2 организационно-правовые формы международного предпринимательства
- 2.1 Классификация международного предпринимательства
- 1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:
- 2. По характеру собственности:
- 2.2 Правовое положение и ответственность предпринимателей на мировом рынке
- Глава 3 экономико-правовые и межкультурные аспекты международной предпринимательской деятельности з.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран
- 3.2 Системы налогообложения предприятий в различных странах
- 3.3 Трудовые отношения в странах мира
- 3.4 Межкультурные аспекты международного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 предпринимательский риск
- 4.1 Сущность рисков и потерь в международном предпринимательстве
- 4.2 Классификация и система управления предпринимательскими рисками
- 1) По возможности страхования:
- 2) По возможности диверсификации риска:
- 4) По сфере возникновения:
- 6) По степени допустимости:
- 7) По степени обоснованности:
- Политический риск.
- 7) Прочие методы нейтрализации рисков:
- Глава 5 внешнеторговый контракт как база международного предпринимательства
- 5.1 Внешнеторговый контракт и методология его составления
- 5.2 Техника подготовки и заключения внешнеторговых сделок
- 5.3 Содержание условий втк
- 5.4 Исполнение внешнеторгового контракта
- Глава 6 торгово-посреднические операции в международном предпринимательстве
- 6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
- 6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
- Глава 7 встречные операции в международном предпринимательстве
- 7.1 Понятие и особенности международной встречной торговли
- 7.2 Виды международных встречных сделок
- Глава 8 операции по обмену научно-техническими знаниями в международном предпринимательстве
- 8.1 Теоретические основы международного обмена технологиями в предпринимательской деятельности
- 8.2 Операции по обмену лицензиями в международном предпринимательстве
- 8.3 Операции по обмену инженерно-техническими услугами в международном предпринимательстве
- Глава 9 предпринимательство на международных товарных биржах, аукционах, торгах
- 9.1 Международные товарные биржи
- Биржевые рынки сша
- 9.2 Международные аукционы и торги
- 9.3 Международные выставки и ярмарки
- Ежегодные;
- Сезонные.
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 международный франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
- 10.1 Сущность международного франчайзинга
- 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
- 10.3 Обязанности сторон договора франчайзинга
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11 факторинговые операции в международном предпринимательстве
- 11.1 Сущность международного факторинга
- 11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
- 11.3 Договор факторинга
- Глава 12 особенности функционирования совместного предпринимательства
- 12.1 Экономическая сущность совместного предпринимательства
- 12.2 Организационные основы и особенности создания совместных предприятий
- 12.3 Эффективность функционирования совместного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 интеграционные процессы в международном предпринимательстве
- 13.1 Интернационализация предпринимательской деятельности
- 13.2 Экономическая интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур
- 13.3 Особенности интеграционных процессов в региональных системах предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное предпринимательство в условиях торговой либерализации и интеграции
- 14.1 Торговая специализация России на мировом рынке
- 14.2 Вто и Россия: основные вопросы присоединения
- 14.3 Вступление России в вто и развитие отечественного сельского хозяйства
- Сценарий 3. Современная ситуация
- 14.4 Россия и мировые интеграционные процессы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Приложение