1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность в последние десятилетия все более приобретает интернациональный и глобальный характер благодаря наличию ряда тенденций, характеризующих развитие мирового сообщества:
-
Изменение влияния факторов времени и пространства. Международное предпринимательство, как правило, связано с преодолением больших расстояний. Высокие темпы технического прогресса в области коммуникаций и транспорта позволяют в значительной степени экономить время и средства, затрачиваемые на передачу информации, транспортировку товаров и перемещение людей. Достижения в области коммуникаций, такие, как спутниковая связь, не только ускоряют взаимодействие, но и позволяют осуществлять более оперативный контроль над любыми международными операциями. Быстрый обмен информацией о новых изделиях приводит к увеличению объемов продаж на иностранных рынках. Благодаря техническим новшествам на транспорте появилась возможность перемещать производство из страны в страну, разделять производство компонентов или целых изделий между странами в целях оптимизации затрат.
-
Развитие институциональных механизмов. Благоприятные условия развития международного предпринимательства создаются благодаря эволюции общественных институтов, совершенствованию инфраструктуры бизнеса. Это касается, прежде всего, снятия торговых барьеров, создания торговых союзов, изменений, происходящих в странах Восточной Европы и России.
-
Изменение конкуренции в глобальном масштабе. В связи с растущей конкуренцией на мировом рынке, снятием торговых барьеров, развитием систем коммуникации, информации и транспорта предпринимательские организации испытывают все большее влияние международных рынков. Предприниматели рассматривают интернационализацию как неизбежность, с которой им придется рано или поздно столкнуться. В современном мировом рынке не обязательно выходить за рубеж, чтобы испытать международную конкуренцию. В условиях международной
21
конкуренции предпринимательские фирмы вынуждены адаптироваться к новым условиям. Даже компании с преимущественно местной ориентацией должны обеспечить свою конкурентоспособность с международной точки зрения в целях обеспечения долговременного успеха. Сужающееся различие конкурентоспособности крупного и малого бизнеса изменяет мировую конкурентную среду. Для предпринимательских организаций международная ориентация становится решающей для долговременного выживания и последующего развития. Интернационализация становится двигателем роста богатства отдельных фирм и общества в целом.
4. Новые технологии. Хотя крупные многонациональные фирмы первоначально доминировали на международной арене, более мелкие предприятия также включаются в гонку вследствие ускоренного появления новых промышленных и управленческих технологий, развивающихся условий международной коммуникации и торговли. Главная проблема для начинающей международной фирмы — выбор стратегии выхода на внешний рынок. Теоретики управления давно пришли к выводу, что причина доминирования сегодняшних мультинациональных гигантов кроется в их статусе первопроходцев. Потери от позднего внедрения на рынки могут оказаться ошеломляющими. Однако и в позднем внедрении есть свои преимущества. Одни начинающие мультинациональные компании могут идти по следам других известных компаний, разрабатывая ниши, не освоенные последними. Другие могут применять альтернативные, а следовательно, более рискованные стратегии, используя свой статус новичка для изменения правил игры, выигрывая на негибкости существующих моделей бизнеса.
Главным мотивом интернационализации предпринимательской деятельности является повышение прибыли, которому может способствовать ряд факторов:
1. Выгодные правовые и налоговые условия деятельности. Предпринимательская среда различных стран существенно разнится. Предприниматели стремятся осуществлять свою деятельность в тех странах, которые характеризуются либеральным налоговым режимом, более выгодными таможенными режимами. Наиболее привлекательными являются так называемые «налоговые гавани».
22
-
Новые потенциальные рынки сбыта. В силу ограниченности национальных рынков фирмы стремятся найти покупателей за рамками своей страны. Расширение объема продаж ведет не только к снижению затрат на единицу продукции. Многие крупнейшие фирмы, такие, как IBM, Nestle, Sony, Electrolux, большую часть доходов имеют от сбыта своей продукции за рубежом. Некоторые страны специализируются на экспорте. Например, Китай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея. В настоящее время наиболее привлекательные рынки сбыта — это Китай, Россия, страны Восточной Европы, ряд стран Центральной Америки, страны Азии.
-
Получение доступа к более дешевым ресурсам. Для производителей одним из главных источников снижения затрат является использование более дешевого сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Дистрибьюторы стремятся найти необходимые виды изделий и услуг по более низким ценам. Удовлетворению интересов и тех и других могут способствовать закупки за рубежом или приближение деятельности к источникам ресурсов. Немаловажным фактором при этом являются цены на землю, недвижимость, коммунальные услуги.
-
Поиск уникальных ресурсов. В ряде случаев заграничные ресурсы, необходимые для производства уникальной продукции, могут быть недоступны в собственной стране. Тогда международное предпринимательство представляется единственно возможным способом достижения цели.
-
Дешевая рабочая сила. Одним из определяющих факторов при размещении производства за рубежом является стоимость рабочей силы. Благодаря низким ставкам заработной платы возникают условия для производства дешевых товаров. Еще большая выгода достигается при условии высокой степени образованности и мотивированности трудовых ресурсов.
-
Диверсификация. Зарубежные рынки сбыта и приобретения ресурсов могут стать мощным фактором снижения ущерба фирмы от колебаний цен или от дефицита в какой-либо конкретной стране. Сезонные колебания в уровне продаж и прибылей в одной стране могут быть компенсированы или смягчены благодаря несовпадению экономических циклов в различных странах мира.
23
-
Уровень конкуренции. Во многих странах конкуренция пока не достигла высокого уровня и местные рынки еще не поделены на сферы влияния крупнейшими многонациональными корпорациями. Как правило, это связано с повышенными рисками международного предпринимательства в данных странах. Но по мере экономического развития в этих странах конкуренция будет возрастать, и иностранным предпринимателям будет труднее проникать на их рынки.
-
Удобное географическое положение. В качестве одной из главных целей своего пребывания в какой-либо стране фирма может выбрать ее экономически выгодное месторасположение, например, между контрагентами, между морями, на пересечении крупных транспортных магистралей.
-
Высокие технологии. В некоторых ситуациях фактором международного предпринимательства может выступать участие в использовании новых технологий, разработанных в зарубежных странах.
Большинство ранее перечисленных факторов актуальны для предпринимательских фирм из промышленно развитых стран при их продвижении на рынки развивающихся стран. Заинтересованность иностранных предпринимателей в освоении научных достижений некоторых отраслей российской экономики, прежде всего оборонного сектора, обусловлена наличием в России значительного научно-технического и технологического потенциала.
В современной международной предпринимательской деятельности выделяются несколько основных моделей ее функционирования, которые различаются по критерию собственности:
1. Торговые модели — включают комплекс международных (экспортных и импортных) операций, связанных с торговлей товарами и услугами. Импортирование и/или экспортирование представляют собой основной и наиболее распространенный вид международной деятельности. Торговые модели международного предпринимательства включают международную торговлю товарами и международную торговлю услугами. Главной особенностью данных моделей является наличие двух сторон международной сделки: покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). То есть одна из сторон производит продукцию или оказывает
24
услуги, а другая является их потребителем. В процессе торговой операции происходит переход собственности от одной стороны к другой. Торговые модели предусматривают как самостоятельную деятельность предпринимателя на внешнем рынке, так и использование услуг специализированных фирм, в том числе разного рода посредников.
2. Кооперационные модели — представляют собой международную деятельность, связанную с реализацией совместных согласованных научно-технических или производственных программ. В международной практике такие взаимоотношения принято называть неформальными стратегическими альянсами. Взаимоотношения партнеров осуществляются на основе договора о совместной деятельности, например, о разграничении производственных программ партнеров. Разновидностью таких договоров являются кооперационные соглашения. Эти модели отличаются тем, что стороны участвуют в производстве каких-либо товаров или услуг, то есть являются совладельцами результатов их совместной деятельности, а также разделяют между собой производственные и финансовые риски. Кооперационное сотрудничество может охватывать следующие сферы:
-
предпроизводственное взаимодействие (передача технологий, научно-техническое сотрудничество по созданию кооперированной продукции, строительство и монтажные работы, модернизация кооперирующихся предприятий);
-
производственное и технологическое сотрудничество (разработка и согласование проектно-конструкторской документации, технологических процессов, технического уровня и качества продукции);
-
совершенствование управления производством (стандартизация, унификация, сертификация, распределение производственных программ, менеджмент);
-
торгово-коммерческие связи по реализации кооперированной продукции (взаимные поставки продукции между партнерами, продажа ее третьим лицам в странах партнеров и на мировом рынке, координация объемов поставок, цен, условий и форм расчетов, послепродажное обслуживание).
25
3. Инвестиционные модели — характеризуются вложением капитала и владением собственностью за рубежом, обычно в рамках какой-нибудь фирмы, с целью получения финансовой прибыли. Различаются прямые иностранные инвестиции и портфельные иностранные инвестиции. Если иностранный инвестор покупает пакет акций, позволяющий ему установить контроль над предприятием или участвовать в его управлении, то он осуществляет прямые инвестиции, в остальных случаях — портфельные. Контроль над деятельностью фирмы может быть обеспечен даже в случае приобретения небольшой доли акций (на уровне 10 %). Применение инвестиционных моделей интернационализации в форме прямого инвестирования приводит к созданию совместных предприятий или предприятий со 100 %-ным иностранным капиталом.
Вопросы для самоконтроля
-
Что включает в себя понятие международной предпринимательской деятельности?
-
Какими качествами должен обладать предприниматель для эффективного ведения деятельности?
-
Какие современные тенденции развития международного предпринимательства выделяются экономической наукой?
26
- Юрген Цеддиес
- Элеонора Марисова
- Введение
- Глава 1 теоретические основы международного предпринимательства
- 1.1 Понятие международной предпринимательской деятельности
- 1.2 История развития международного предпринимательства
- 1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
- Глава 2 организационно-правовые формы международного предпринимательства
- 2.1 Классификация международного предпринимательства
- 1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:
- 2. По характеру собственности:
- 2.2 Правовое положение и ответственность предпринимателей на мировом рынке
- Глава 3 экономико-правовые и межкультурные аспекты международной предпринимательской деятельности з.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран
- 3.2 Системы налогообложения предприятий в различных странах
- 3.3 Трудовые отношения в странах мира
- 3.4 Межкультурные аспекты международного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 предпринимательский риск
- 4.1 Сущность рисков и потерь в международном предпринимательстве
- 4.2 Классификация и система управления предпринимательскими рисками
- 1) По возможности страхования:
- 2) По возможности диверсификации риска:
- 4) По сфере возникновения:
- 6) По степени допустимости:
- 7) По степени обоснованности:
- Политический риск.
- 7) Прочие методы нейтрализации рисков:
- Глава 5 внешнеторговый контракт как база международного предпринимательства
- 5.1 Внешнеторговый контракт и методология его составления
- 5.2 Техника подготовки и заключения внешнеторговых сделок
- 5.3 Содержание условий втк
- 5.4 Исполнение внешнеторгового контракта
- Глава 6 торгово-посреднические операции в международном предпринимательстве
- 6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
- 6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
- Глава 7 встречные операции в международном предпринимательстве
- 7.1 Понятие и особенности международной встречной торговли
- 7.2 Виды международных встречных сделок
- Глава 8 операции по обмену научно-техническими знаниями в международном предпринимательстве
- 8.1 Теоретические основы международного обмена технологиями в предпринимательской деятельности
- 8.2 Операции по обмену лицензиями в международном предпринимательстве
- 8.3 Операции по обмену инженерно-техническими услугами в международном предпринимательстве
- Глава 9 предпринимательство на международных товарных биржах, аукционах, торгах
- 9.1 Международные товарные биржи
- Биржевые рынки сша
- 9.2 Международные аукционы и торги
- 9.3 Международные выставки и ярмарки
- Ежегодные;
- Сезонные.
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 международный франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
- 10.1 Сущность международного франчайзинга
- 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
- 10.3 Обязанности сторон договора франчайзинга
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11 факторинговые операции в международном предпринимательстве
- 11.1 Сущность международного факторинга
- 11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
- 11.3 Договор факторинга
- Глава 12 особенности функционирования совместного предпринимательства
- 12.1 Экономическая сущность совместного предпринимательства
- 12.2 Организационные основы и особенности создания совместных предприятий
- 12.3 Эффективность функционирования совместного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 интеграционные процессы в международном предпринимательстве
- 13.1 Интернационализация предпринимательской деятельности
- 13.2 Экономическая интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур
- 13.3 Особенности интеграционных процессов в региональных системах предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное предпринимательство в условиях торговой либерализации и интеграции
- 14.1 Торговая специализация России на мировом рынке
- 14.2 Вто и Россия: основные вопросы присоединения
- 14.3 Вступление России в вто и развитие отечественного сельского хозяйства
- Сценарий 3. Современная ситуация
- 14.4 Россия и мировые интеграционные процессы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Приложение