logo

1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность в последние десятилетия все более приобретает интернациональный и глобальный харак­тер благодаря наличию ряда тенденций, характеризующих раз­витие мирового сообщества:

  1. Изменение влияния факторов времени и пространства. Меж­дународное предпринимательство, как правило, связано с пре­одолением больших расстояний. Высокие темпы технического прогресса в области коммуникаций и транспорта позволяют в значительной степени экономить время и средства, затрачивае­мые на передачу информации, транспортировку товаров и пе­ремещение людей. Достижения в области коммуникаций, та­кие, как спутниковая связь, не только ускоряют взаимодей­ствие, но и позволяют осуществлять более оперативный конт­роль над любыми международными операциями. Быстрый об­мен информацией о новых изделиях приводит к увеличению объемов продаж на иностранных рынках. Благодаря техничес­ким новшествам на транспорте появилась возможность пере­мещать производство из страны в страну, разделять производ­ство компонентов или целых изделий между странами в целях оптимизации затрат.

  2. Развитие институциональных механизмов. Благоприятные условия развития международного предпринимательства со­здаются благодаря эволюции общественных институтов, со­вершенствованию инфраструктуры бизнеса. Это касается, прежде всего, снятия торговых барьеров, создания торговых союзов, изменений, происходящих в странах Восточной Ев­ропы и России.

  3. Изменение конкуренции в глобальном масштабе. В связи с растущей конкуренцией на мировом рынке, снятием торговых барьеров, развитием систем коммуникации, информации и транспорта предпринимательские организации испытывают все большее влияние международных рынков. Предприниматели рас­сматривают интернационализацию как неизбежность, с кото­рой им придется рано или поздно столкнуться. В современном мировом рынке не обязательно выходить за рубеж, чтобы испы­тать международную конкуренцию. В условиях международной

21

конкуренции предпринимательские фирмы вынуждены адапти­роваться к новым условиям. Даже компании с преимуществен­но местной ориентацией должны обеспечить свою конкурен­тоспособность с международной точки зрения в целях обеспе­чения долговременного успеха. Сужающееся различие конкурен­тоспособности крупного и малого бизнеса изменяет мировую конкурентную среду. Для предпринимательских организаций международная ориентация становится решающей для долго­временного выживания и последующего развития. Интернацио­нализация становится двигателем роста богатства отдельных фирм и общества в целом.

4. Новые технологии. Хотя крупные многонациональные фир­мы первоначально доминировали на международной арене, бо­лее мелкие предприятия также включаются в гонку вследствие ускоренного появления новых промышленных и управленчес­ких технологий, развивающихся условий международной ком­муникации и торговли. Главная проблема для начинающей меж­дународной фирмы — выбор стратегии выхода на внешний ры­нок. Теоретики управления давно пришли к выводу, что причи­на доминирования сегодняшних мультинациональных гигантов кроется в их статусе первопроходцев. Потери от позднего внед­рения на рынки могут оказаться ошеломляющими. Однако и в позднем внедрении есть свои преимущества. Одни начинающие мультинациональные компании могут идти по следам других известных компаний, разрабатывая ниши, не освоенные послед­ними. Другие могут применять альтернативные, а следователь­но, более рискованные стратегии, используя свой статус но­вичка для изменения правил игры, выигрывая на негибкости существующих моделей бизнеса.

Главным мотивом интернационализации предпринимательс­кой деятельности является повышение прибыли, которому мо­жет способствовать ряд факторов:

1. Выгодные правовые и налоговые условия деятельности. Предпринимательская среда различных стран существенно раз­нится. Предприниматели стремятся осуществлять свою деятель­ность в тех странах, которые характеризуются либеральным налоговым режимом, более выгодными таможенными режи­мами. Наиболее привлекательными являются так называемые «налоговые гавани».

22

  1. Новые потенциальные рынки сбыта. В силу ограниченности национальных рынков фирмы стремятся найти покупателей за рамками своей страны. Расширение объема продаж ведет не толь­ко к снижению затрат на единицу продукции. Многие крупней­шие фирмы, такие, как IBM, Nestle, Sony, Electrolux, большую часть доходов имеют от сбыта своей продукции за рубежом. Не­которые страны специализируются на экспорте. Например, Ки­тай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея. В настоящее время наи­более привлекательные рынки сбыта — это Китай, Россия, стра­ны Восточной Европы, ряд стран Центральной Америки, стра­ны Азии.

  2. Получение доступа к более дешевым ресурсам. Для про­изводителей одним из главных источников снижения затрат является использование более дешевого сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Дистрибьюторы стремятся найти необходимые виды изделий и услуг по более низким ценам. Удовлетворению интересов и тех и других мо­гут способствовать закупки за рубежом или приближение де­ятельности к источникам ресурсов. Немаловажным фактором при этом являются цены на землю, недвижимость, комму­нальные услуги.

  3. Поиск уникальных ресурсов. В ряде случаев заграничные ресурсы, необходимые для производства уникальной продук­ции, могут быть недоступны в собственной стране. Тогда меж­дународное предпринимательство представляется единственно возможным способом достижения цели.

  4. Дешевая рабочая сила. Одним из определяющих факторов при размещении производства за рубежом является стоимость рабочей силы. Благодаря низким ставкам заработной платы воз­никают условия для производства дешевых товаров. Еще боль­шая выгода достигается при условии высокой степени образо­ванности и мотивированности трудовых ресурсов.

  5. Диверсификация. Зарубежные рынки сбыта и приобрете­ния ресурсов могут стать мощным фактором снижения ущерба фирмы от колебаний цен или от дефицита в какой-либо конк­ретной стране. Сезонные колебания в уровне продаж и прибы­лей в одной стране могут быть компенсированы или смягчены благодаря несовпадению экономических циклов в различных странах мира.

23

  1. Уровень конкуренции. Во многих странах конкуренция пока не достигла высокого уровня и местные рынки еще не поделе­ны на сферы влияния крупнейшими многонациональными кор­порациями. Как правило, это связано с повышенными рисками международного предпринимательства в данных странах. Но по мере экономического развития в этих странах конкуренция бу­дет возрастать, и иностранным предпринимателям будет труд­нее проникать на их рынки.

  2. Удобное географическое положение. В качестве одной из глав­ных целей своего пребывания в какой-либо стране фирма мо­жет выбрать ее экономически выгодное месторасположение, например, между контрагентами, между морями, на пересече­нии крупных транспортных магистралей.

  3. Высокие технологии. В некоторых ситуациях фактором меж­дународного предпринимательства может выступать участие в использовании новых технологий, разработанных в зарубежных странах.

Большинство ранее перечисленных факторов актуальны для предпринимательских фирм из промышленно развитых стран при их продвижении на рынки развивающихся стран. Заинтересо­ванность иностранных предпринимателей в освоении научных достижений некоторых отраслей российской экономики, преж­де всего оборонного сектора, обусловлена наличием в России значительного научно-технического и технологического потен­циала.

В современной международной предпринимательской дея­тельности выделяются несколько основных моделей ее функ­ционирования, которые различаются по критерию собствен­ности:

1. Торговые модели — включают комплекс международных (экспортных и импортных) операций, связанных с торговлей товарами и услугами. Импортирование и/или экспортирование представляют собой основной и наиболее распространенный вид международной деятельности. Торговые модели международно­го предпринимательства включают международную торговлю товарами и международную торговлю услугами. Главной особен­ностью данных моделей является наличие двух сторон междуна­родной сделки: покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). То есть одна из сторон производит продукцию или оказывает

24

услуги, а другая является их потребителем. В процессе торговой операции происходит переход собственности от одной стороны к другой. Торговые модели предусматривают как самостоятельную деятельность предпринимателя на внешнем рынке, так и исполь­зование услуг специализированных фирм, в том числе разного рода посредников.

2. Кооперационные модели — представляют собой между­народную деятельность, связанную с реализацией совмест­ных согласованных научно-технических или производствен­ных программ. В международной практике такие взаимоотно­шения принято называть неформальными стратегическими альянсами. Взаимоотношения партнеров осуществляются на основе договора о совместной деятельности, например, о раз­граничении производственных программ партнеров. Разновид­ностью таких договоров являются кооперационные соглаше­ния. Эти модели отличаются тем, что стороны участвуют в производстве каких-либо товаров или услуг, то есть являются совладельцами результатов их совместной деятельности, а так­же разделяют между собой производственные и финансовые риски. Кооперационное сотрудничество может охватывать сле­дующие сферы:

25

3. Инвестиционные модели — характеризуются вложением ка­питала и владением собственностью за рубежом, обычно в рамках какой-нибудь фирмы, с целью получения финансовой прибыли. Различаются прямые иностранные инвестиции и порт­фельные иностранные инвестиции. Если иностранный инвестор покупает пакет акций, позволяющий ему установить контроль над предприятием или участвовать в его управлении, то он осу­ществляет прямые инвестиции, в остальных случаях — порт­фельные. Контроль над деятельностью фирмы может быть обес­печен даже в случае приобретения небольшой доли акций (на уровне 10 %). Применение инвестиционных моделей интерна­ционализации в форме прямого инвестирования приводит к созданию совместных предприятий или предприятий со 100 %-ным иностранным капиталом.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что включает в себя понятие международной предпринима­тельской деятельности?

  2. Какими качествами должен обладать предприниматель для эффективного ведения деятельности?

  3. Какие современные тенденции развития международного предпринимательства выделяются экономической наукой?

26