logo

10.1 Сущность международного франчайзинга

Франчайзинг — это организация бизнеса, в которой компа- ] ния (франчайзор)%тередает независимому человеку или компа- 1 нии (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой ком­пании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги ! по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, | которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать ] имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинго­вые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наобо­рот, следование правилам означает, что франчайзи имеет пре-красную возможность сделать прибыль и понять выгодность сво­его вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает еже-месячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчай­зи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период вып­латы ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предме­том переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система веде­ния бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответству­ющему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзор — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Франчайзор исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репута­цию и узнаваемый имидж. После того как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспро­изводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпри-

200

нимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

франчайзи — это человек или компания, которая покупает воз­можность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товар­ного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Фран­чайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Часто франчай­зор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (ма­териалы, расходные средства). Эти скидки дают возможность фран­чайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без фран­чайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обя­занность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговым знаком и бизнес-системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером.

Франшиза — это полная бизнес-система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы слу­жит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. Другими словами, франшиза — это разрешение, пре­доставляемое франчайзером франчайзи, на создание предприятия и на торговлю продукцией и предоставление услуг на рынке опре­деленного типа товаров и/или услуг на основе использования «де­лового комплекса» согласно франчайзинговому договору.

«Деловой комплекс» включает совокупность промышленных прав и прав на интеллектуальную собственность, касающихся товарного знака, фирменного наименования, обозначения, по­лезных моделей, дизайна авторских прав, ноу-хау или патентов, используемых для перепродажи товаров или оказания услуг по­требителям.

Деловой комплекс состоит из следующих элементов:

201

Франчайзинговый договор определяется как договор, по кото­рому франчайзер предоставляет франчайзи за прямое или кос­венное денежное вознаграждение право на использование фран­шизы.

Международный франчайзинг предполагает создание фран­чайзером франчайзинговой системы за рубежом. Широко из­вестны международные франчайзинговые сети «Макдоналдс», «Холидей Инн», «Хилтон», «Ив Роше», «Баскин Роббинс». Большинство ведущих франчайзоров мира имеют свои отде­ления более чем в 30 странах мира. Только в США и Канаде действуют более 3200 компаний, имеющих 660 тыс. своих пред-ставительств-франчайзоров в десятках стран на всех континен­тах мира.

Международный франчайзинг распространен в основном в развитых странах. Особенно широко используют эту форму от­ношений ТНК США. Свыше 30 % всех зарубежных франчайзи американских корпораций сосредоточено в Канаде, свыше 7 тыс. — в Японии, из которых 67 % приходится на пищевую промышленность. Развитие международного франчайзинга от­ражает в известной мере тенденцию к развитию неинвестицион­ных форм расширения деятельности ТНК. Путем продажи фран­шиз корпорация получает возможность выходить непосредствен­но на потребителя, увеличивая число реализационных точек до нескольких тысяч.

Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 от­раслей хозяйства, в которых можно использовать методы фран­чайзинга. К ним, в частности, относятся: бухгалтерский учет, ав­торемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, стро­ительство, продовольственные магазины, магазины косметичес­ких товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестора­ны, отели, прачечные и услуги по уборке, фотостудии, риэлтер­ские компании, туризм и развлечение, прокат специального обо­рудования и туристические агентства.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльны­ми для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следо­вать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в ! рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчай­зером. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем

202

чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Наиболее распространенными способами предоставления фран­шизы являются:

  1. Прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу на­прямую местному предпринимателю (франчайзи). Это са­мый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимо­связь между франчайзером и франчайзи. В случае с меж­дународным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие под­держки на местном уровне и меньшее внимания к мест­ным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не при­бегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с це­лью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране.

  2. Мастер-франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на тер­ритории всей страны одному франчайзи. Такой тип фран­чайзи называется «владелец мастерской лицензии». Та­ким образом, франчайзи становится франчайзором в дан­ной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует оче­видный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успеш­но или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обес­печенного местного предпринимателя, обладающего орга­низацией, которая позволит ему сделать систему фран­чайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.

По способам и сфере применения различают следующие виды франчайзинга:

1. Производственный франчайзинг (processing franchising) предполагает отношения в рамках договора франчайзин­га, которые дают право франчайзи на производство и

203

сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с ис­пользованием поставляемого им сырья, материалов или технологий. Франчайзер может также передавать фран-чайзи информацию, касающуюся маркетинга, способов продажи и обслуживания продукта. Этот вид франчай­зинга широко распространен в сфере общественного пи­тания.

  1. Сбытовой франчайзинг (product and trade name franchising) предполагает взаимоотношения сторон в сфере торгов­ли, при которых франчайзор передает, а франчайзи по­лучает исключительное право, ограниченное определен­ной территорией, на реализацию под торговым знаком франчайзера выпускаемой им продукции. Франчайзи при­нимает на себя часть функций поставщика, специализиру­ясь только на его продукции. Такого рода деятельность ха­рактерна для автомобильных дилеров, владельцев ав­тозаправочных станций при продаже автомобильного топлива, а также при реализации безалкогольных напит­ков, косметики. Сюда же можно отнести сеть магазинов или кафе типа «Севен Элевен», «Макдоналдс», «Бургер Кинг», «КФС», «Вендиз».

  2. Сервисный франчайзинг (service franchising) предполагает, что франчайзор передает франчайзи разработанную сис­тему оказания услуг, а тот под торговой маркой франчай­зера оказывает услуги потребителям. Данный вид фран- j чайзинга распространен в сфере автомобильного обслу­живания и при обслуживании кредитных карточек.

  3. Комплексный франчайзинг (business format franchising) предполагает полное обеспечение головной компанией фран­чайзера деятельности дилера-франчайзи, включая предос­тавление права пользования товарным знаком, разработку \ маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготов- j ку руководства по эксплуатации, стандартов, контроль качества продукции. Такой вид франчайзинга распростра­нен в сфере ресторанного бизнеса, розничной торговли, индивидуальных услуг, аренды, обслуживания недвижи­мости. Их предоставляют компании, занимающиеся ремон- ] том автомашин, обслуживанием гостиниц, типографским делом, обналичиванием чеков.

204