6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
К торгово-посредническим фирмам относятся фирмы, в юридическом и хозяйственном отношении не зависимые от производителя и потребителя товаров (сбытовые, экспортные и другие дочерние фирмы и филиалы промышленных компаний к этой категории фирм не относятся). Торгово-посреднические фирмы действуют в целях извлечения прибыли, получаемой либо в результате разницы между ценами закупки товаров у экспортеров, и ценами, по которым эти товары продаются покупателям, либо в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров на внешние рынки. Торгово-посреднические фирмы занимаются в основном коммерческой деятельностью, хотя наиболее крупные из них иногда выполняют и производственные операции (связанные большей частью с обработкой закупаемых и реализуемых ими товаров), транспортировкой грузов, страхованием, но эти функции подчинены осуществлению торговой деятельности. Торгово-посреднические фирмы имеют, как правило, собственную матери-
119
ально-техническую базу — склады, демонстрационные залы, розничные магазины. Роль торговых посредников выполняют государственные организации и торговые компании развивающихся стран, осуществляющие операции по закупкам и экспорту
товаров.
В зависимости от характера совершаемых операций различают следующие виды торгово-посреднических фирм:
-
торговые;
-
комиссионные;
-
агентские;
-
брокерские;
-
факторы.
Торговые фирмы осуществляют операции за свой счет и от своего имени работают в основном с постоянными поставщиками и поддерживают с ними длительные отношения. По характеру совершаемых операций торговые фирмы подразделяются на:
1. Торговые дома (merchant houses, merchants, trading merchants) — закупают товары у производителей или оптовиков своей страны и перепродают их за границей, приобретают иностранные товары за рубежом и перепродают их местным оптовикам или розничным торговцам, а также промышленным потребителям, выполняют отдельные комиссионные поручения. Обычно они предоставляют услуги отечественным производителям-экспортерам и заграничным покупателям. Торговые дома работают либо по широкой номенклатуре товаров, либо специализируются на одном из них или группе товаров. 2. Экспортные фирмы (export merchants, export firms) — торговые предприятия, которые закупают за свой счет товары на внутреннем рынке, а затем перепродают их от своего имени за границу. В отдельных случаях они выполняют и комиссионные поручения, выступая при этом в качестве комиссионеров зарубежных фирм, а не предприятий своей страны. В зависимости от выполняемых функций и номенклатуры товаров экспортные фирмы подразделяются на:
— специализированные экспортные фирмы — торгуют каким-либо одним товаром или товарами, сходными по
120
номенклатуре (к специализированным обычно условно относят фирмы, у которых на сделки по какой-либо одной группе товаров приходится свыше 50 % продаж). Находясь в непосредственной близости к центрам расположения соответствующей отрасли промышленности, они обычно приобретают товары у нескольких предприятий данного района и вывозят их за границу. Такие фирмы сбывают преимущественно товары легкой промышленности (текстиль, галантерею, кожевенные изделия, игрушки и т. п.). Важную роль играют специализированные экспортные фирмы также в сбыте продукции лесобумажной промышленности. Они покупают ее, как правило, у небольших лесобумажных предприятий и организуют продажу и отгрузку на экспорт. Эти фирмы часто имеют в портах собственные механизированные причалы и занимаются экспортом сразу нескольких видов лесобумажных товаров. Многие из них производят сушку и сортировку пиломатериалов, причем после доработки ставят на них свою маркировку. Вот почему такие фирмы иногда называют экспортером с причала (quay exporter);
-
универсальные экспортные фирмы — торгуют широким ассортиментом в основном массовых потребительских товаров и обычно вывозят продукцию нескольких отраслей. Они закупают товары у многих предприятий, не ограничиваясь даже одним районом, и продают их в несколько стран. Иногда эти фирмы сосредоточивают свое внимание лишь на одной-двух странах. Теснее всего они связаны со своими заграничными покупателями и стараются наиболее полно удовлетворять их интересы. Сделки с иностранными фирмами они заключают по имеющимся у них образцам товаров, которые затем приобретают у соответствующих промышленных предприятий своей страны;
-
фирмы, экспортирующие сельскохозяйственные товары — из развивающихся стран, заготавливают хлопок, шерсть, чай, каучук, кофе, шелк и др. Для этого они прибегают к ряду посредников-заготовителей, связывающих их с непосредственными производителями:
121
фермерами, мелкими плантаторами. В руках посредников-заготовителей обычно сосредоточена значительная това-ро-заготовительная сеть: от скупщиков, приобретающих товары непосредственно у отдельных производителей на местных базах, до торговцев-упаковщиков, перепродающих их экспортным фирмам. 3. Импортные фирмы (import merchants) — торговые предприятия, которые закупают за свой счет товары за границей и продают их на внутреннем рынке оптовым и розничным торговцам. Эти фирмы имеют на складах товарные запасы и по требованию производят немедленные поставки на внутренний рынок. В развитых странах преобладают импортные фирмы, специализирующиеся на закупках и реализации ограниченного числа однотипных сырьевых и продовольственных товаров. Они, как правило, занимаются не только импортом, но и сортировкой, составлением требуемого внутренним рынком ассортимента, расфасовкой, упаковкой. Это относится прежде всего к таким товарам, как кофе, чай, табак, сахар, текстильное сырье, пряности. Наличие определенного опыта в совершении указанных операций является одним из важнейших факторов конкурентоспособности этих фирм. Импортные фирмы покупают товары непосредственно у иностранных экспортеров, либо на товарных биржах и аукционах, либо через открываемые импортными фирмами за границей постоянные закупочные конторы. Все большее значение приобретают импортные фирмы в торговле машинами и оборудованием. Это обусловлено тем, что они берут на себя послепродажное техническое обслуживание оборудования. Как правило, импортеры оборудования имеют хорошую техническую базу, обладают штатом высококвалифицированных специалистов и располагают устойчивыми деловыми связями с местными потребителями. Очень часто импортные фирмы имеют широкую сеть дилеров — мелких торговцев, реализующих машины и оборудование непосредственно потребителям и осуществляющих послепродажное техническое обслуживание. Как правило, между производителями машин и оборудования и импортными фирмами складываются длительные деловые отношения. 122
-
оптовые фирмы (wholesaler, wholesale merchants) — выступают в качестве посредников между промышленными или заготовительными предприятиями и розничными фирмами. Они закупают за свой счет товары за границей крупными партиями и реализуют их на местном рынке отдельным потребителям более мелкими партиями, получая при этом прибыль за счет разницы в цене. Провести грань между оптовой и импортной фирмами довольно трудно. Основное различие состоит в том, что импортная фирма занимается преимущественно закупкой товаров непосредственно у экспортеров, тогда как оптовая — закупает не только импортные, но и товары отечественного производства и продвигает их через собственную сеть значительно дальше, чем импортная фирма. Чаще всего оптовые фирмы приобретают иностранные товары на рынках соседних стран. Оптовые фирмы-импортеры часто выполняют функции не только оптового, но и розничного продавца, иногда сочетая это с производством какой-либо продукции или с функциями экспортера без четко выраженной специализации.
-
Розничные фирмы (retailers) — часто сами осуществляют операции по импорту и экспорту товаров, не прибегая к услугам импортных и оптовых фирм. Крупные розничные фирмы имеют широкую сеть своих филиалов, дочерних компаний и закупочных контор. Посылочные розничные фирмы принимают заказы от иностранцев и граждан, проживающих за пределами своей страны.
-
Дистрибьюторы (distributors) — фирмы, осуществляющие в основном импортные операции и выступающие как торговцы по договорам на основе соглашения о предоставлении им права на продажу. Обычно они получают исключительное право на закупку и продажу установленного круга товаров или услуг на определенных рынках. Дистрибьютор покупает и продает товары от своего имени и за свой счет и находится, как правило, в стране импортера.
-
Стокисты (stockists) — фирмы в стране импортера, осуществляющие экспортно-импортные операции на основе специального договора о консигнационном складе. Дого-
123
вор заключается в дополнение к основному договору о предоставлении права на продажу, агентскому договору, договору комиссии. Функция стокиста иногда является одной из дополнительных функций оптовой фирмы. Стокисты имеют собственные склады, покупают и продают товары за свой счет и от своего имени. Комиссионные фирмы выполняют разовые поручения комитентов и действуют от своего имени, но за счет комитента. В зависимости от вида совершаемых операций и характера взаимоотношений с комитентом различают экспортные и импортные комиссионные фирмы.
1. Экспортные комиссионные фирмы (export commission houses) могут выступать представителем продавца или покупателя:
-
представитель продавца выполняет поручения отече-ственного производителя-экспортера по продаже его товара на заграничные рынки и получает от него комиссионное вознаграждение. При этом фирма обычно берет на себя ответственность за своевременность поставки товара покупателю, транспортировку, хранение, финансирование и документарное оформление сделки, выполнение всех формальностей в стране покупателя и осуществляет гарантийное техническое обслуживание;
-
представитель покупателя выполняет поручения ино- I странного покупателя по закупке товаров на рынке своей страны. В этом случае комиссионная фирма размещает заказы иностранных импортеров у производителей своей страны. В обязанности представителя входят транспортировка и страхование грузов, подписание контракта и осуществление расчетов от имени покупателя. Комиссионное вознаграждение выплачивается такому представителю покупателем. Закупку товаров представитель покупателя производит, как правило, против твердых заказов покупателя (закрытый индент), но иногда он делает предложения постоянному клиенту и по своей инициативе. Однако он никогда не берет риска неуплаты со стороны покупателя на свой счет;
124
— конфирмационные дома — фирмы, для которых характерно принятие на себя риска по кредитам, которые они от лица производителя-экспортера предоставляют покупателям. Конфирмационные дома обычно принимают на себя риск на полную стоимость поставки и всю сумму экспортных кредитов и не требуют от покупателей доказательств их кредитоспособности (хотя косвенным путем убеждаются в прочном положении покупателя). Они обеспечивают также фрахтование, страхование и кредитуют импортера, когда он этого требует, осуществляя платеж наличными против поставленных экспортером товаров. 2. Импортные комиссионные фирмы (import commission houses) выступают представителями покупателей своей страны. Они размещают заказы у иностранных производителей от своего имени за счет отечественных комитентов. Помимо этого, они могут оказывать своим комитентам различные услуги, в том числе составлять обзоры конъюнктуры товарных рынков, следить за отгрузками товаров. Крупные комиссионные фирмы имеют за границей своих представителей, поддерживающих непосредственный контакт с поставщиками и информирующих главные конторы о всех изменениях на рынке. Иногда импортная комиссионная фирма получает от иностранных производителей товары на консигнацию. В особенности это касается машин и оборудования. Агентские фирмы выступают от имени и за счет принципала. В зависимости от условий договора агентская фирма либо сама заключает сделки от имени и за счет принципала, либо только посредничает при заключении сделок. Для них характерно представительство на длительный срок и тесный контакт с принципалом. По местоположению агентские фирмы подразделяются на агентов в стране принципала и агентов в иностранном государстве:
1. Импортный агент или агент-резидент (resident agent) — фирма, находящаяся в стране принципала и осуществляющая импортные операции за его счет. Некоторые агентские фирмы предоставляют также услуги по хранению товаров иностранных поставщиков на имеющихся у них складах в ожи-
125
дании поступления заказов и осуществляют определенную работу по продвижению товаров на рынке, в частности рекламу.
-
Экспортный агент (export agent, manufacturers export agent) — торговая фирма, выступающая по поручению одной или небольшого числа промышленных фирм своей страны на основе заключаемого между ними агентского договора. Она принимает от промышленных фирм коллекции образцов, каталоги, прейскуранты, на основе которых подыскивает покупателей. Крупные экспортные агентские фирмы для получения иностранных заказов используют собственный заграничный аппарат в виде отделений и сбытовых агентств. Все транспортные расходы, понесенные агентской фирмой, возмещаются промышленным предприятием.
-
Заграничный сбытовой агент (sales agent) — фирма, которой компанией другой страны предоставлено право действовать от ее имени и за ее счет на определенной территории в иностранном государстве по установленной номенклатуре товаров. Обычно такие фирмы берут на себя широкий круг обязанностей по организации сбыта товаров принципала на рынке и по осуществлению технического обслуживания машин и оборудования. Нередко сбытовые агенты создают демонстрационные залы или площади для показа оборудования, организуют рекламу, создают склады запасных частей. Крупные агентские фирмы обычно располагают широкой сетью собственных отделений, филиалов и контор на территории своей страны. Если сеть филиалов и контор фирмы-агента недостаточна для охвата всех экономически важных районов, ей предоставляется право назначения субагентов.
-
Иностранная закупочная агентская фирма (buying agent) — фирма, выполняющая операции по закупке товаров за границей для своих принципалов. К ее услугам обычно прибегают те импортеры, которые не имеют за границей собственных филиалов и не посылают за границу своих представителей.
-
Представитель фирмы (firms representative) — лицо или компания, назначенные экспортером с целью подыскания
126
агентств, дистрибьюторов и стокистов экспортирующей компании на определенных рынках. Представитель фирмы сам в торговых переговорах не участвует и сделки не заключает. Он не является служащим экспортирующей компании и поэтому получает не заработную плату, а комиссионное вознаграждение (либо ему устанавливается определенный фиксированный гонорар и в дополнение к нему выплачиваются комиссионные). Представитель фирмы может быть резидентом в иностранном государстве и осуществлять свою деятельность путем регулярных поездок за границу. Брокерские фирмы — особый вид посреднических фирм, в обязанности которых входит функция сведения контрагентов. По законам некоторых стран брокеры не могут сами выступать покупателями и продавцами товаров, которые им поручено продать или купить. Институт брокеров получил наибольшее развитие в Англии, где они выступают в роли неизбежных посредников в торговле биржевыми товарами. Английские брокерские фирмы представляют собой крупные компании, располагающие значительными финансовыми средствами. Многие из них помимо контор на территории Англии имеют сеть дочерних обществ и отделений за границей. Импорт через посредство брокерских фирм создает для стран, вступающих в сделку, известные преимущества. Специалисты этих фирм обладают, как правило, высокой квалификацией, хорошо знают товар и состояние рынка, в достаточной степени осведомлены о запросах покупателей и возможностях поставщиков. Брокерские фирмы поддерживают регулярные и прочные связи с крупными банками, что позволяет им в ряде случаев финансировать сделки и выдавать поручительства за кредитоспособность покупателей (делькредере). Они являются источником квалифицированной информации о рынках, величине и характере спроса, ценах на биржевые товары.
Факторы — торговые посредники, выполняющие широкий круг посреднических обязанностей от имени экспортера. Они не только осуществляют экспорт продукции своего принципала, но и финансируют экспортные операции (предоставление делькредере, оплата аванса производителю и выдача кредита покупателю), производят страхование экспортных кредитов и инкассацию плате-
127
жей в стране сбыта. Также факторы содействуют подбору заграничных агентов. Их многочисленные конторы, расположенные в стране сбыта, берут на себя операции по приемке товаров в портах назначения. Наибольшее распространение факторы получили в торговле текстильными товарами, кожей. Они используются, как правило, мелкими и средними промышленными компаниями для продвижения товаров на рынки США и других стран западного полушария. Обычно фирмы затрачивают существенные средства на самостоятельное подыскание компетентных торговых посредников, пользуясь услугами государственных органов и организаций, предоставляющих информацию о заграничных агентах, крупных банков, экспортных ассоциаций. От правильного выбора торгового посредника на новом рынке или при сбыте новых изделий во многом зависит успех фирмы в продвижении товаров. При неудачно выбранном торговом посреднике можно не только не укрепиться на рынке, но и потерять возможность проникновения на него в дальнейшем. В этом смысле факторы имеют большое значение для оптимизации торговых отношений в рамках международной предпринимательской деятельности.
Вопросы для самоконтроля
-
Какие услуги входят в состав торгового посредничества?
-
В чем состоит отличие агентских операций торгового посредничества от комиссионных операций ?
-
Каким образом классифицируются организационные формы международной посреднической деятельности?
128
- Юрген Цеддиес
- Элеонора Марисова
- Введение
- Глава 1 теоретические основы международного предпринимательства
- 1.1 Понятие международной предпринимательской деятельности
- 1.2 История развития международного предпринимательства
- 1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
- Глава 2 организационно-правовые формы международного предпринимательства
- 2.1 Классификация международного предпринимательства
- 1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:
- 2. По характеру собственности:
- 2.2 Правовое положение и ответственность предпринимателей на мировом рынке
- Глава 3 экономико-правовые и межкультурные аспекты международной предпринимательской деятельности з.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран
- 3.2 Системы налогообложения предприятий в различных странах
- 3.3 Трудовые отношения в странах мира
- 3.4 Межкультурные аспекты международного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 предпринимательский риск
- 4.1 Сущность рисков и потерь в международном предпринимательстве
- 4.2 Классификация и система управления предпринимательскими рисками
- 1) По возможности страхования:
- 2) По возможности диверсификации риска:
- 4) По сфере возникновения:
- 6) По степени допустимости:
- 7) По степени обоснованности:
- Политический риск.
- 7) Прочие методы нейтрализации рисков:
- Глава 5 внешнеторговый контракт как база международного предпринимательства
- 5.1 Внешнеторговый контракт и методология его составления
- 5.2 Техника подготовки и заключения внешнеторговых сделок
- 5.3 Содержание условий втк
- 5.4 Исполнение внешнеторгового контракта
- Глава 6 торгово-посреднические операции в международном предпринимательстве
- 6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
- 6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
- Глава 7 встречные операции в международном предпринимательстве
- 7.1 Понятие и особенности международной встречной торговли
- 7.2 Виды международных встречных сделок
- Глава 8 операции по обмену научно-техническими знаниями в международном предпринимательстве
- 8.1 Теоретические основы международного обмена технологиями в предпринимательской деятельности
- 8.2 Операции по обмену лицензиями в международном предпринимательстве
- 8.3 Операции по обмену инженерно-техническими услугами в международном предпринимательстве
- Глава 9 предпринимательство на международных товарных биржах, аукционах, торгах
- 9.1 Международные товарные биржи
- Биржевые рынки сша
- 9.2 Международные аукционы и торги
- 9.3 Международные выставки и ярмарки
- Ежегодные;
- Сезонные.
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 международный франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
- 10.1 Сущность международного франчайзинга
- 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
- 10.3 Обязанности сторон договора франчайзинга
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11 факторинговые операции в международном предпринимательстве
- 11.1 Сущность международного факторинга
- 11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
- 11.3 Договор факторинга
- Глава 12 особенности функционирования совместного предпринимательства
- 12.1 Экономическая сущность совместного предпринимательства
- 12.2 Организационные основы и особенности создания совместных предприятий
- 12.3 Эффективность функционирования совместного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 интеграционные процессы в международном предпринимательстве
- 13.1 Интернационализация предпринимательской деятельности
- 13.2 Экономическая интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур
- 13.3 Особенности интеграционных процессов в региональных системах предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное предпринимательство в условиях торговой либерализации и интеграции
- 14.1 Торговая специализация России на мировом рынке
- 14.2 Вто и Россия: основные вопросы присоединения
- 14.3 Вступление России в вто и развитие отечественного сельского хозяйства
- Сценарий 3. Современная ситуация
- 14.4 Россия и мировые интеграционные процессы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Приложение