5.3 Содержание условий втк
Предмет контракта (subject of contract) — указываются наименование товара, его характеристика, ассортимент. В характеристику входит, например, определение производительности, мощности, расхода топлива. При определении ассортимента указываются виды, фасоны, сорта, марки и модели поставляемого товара. Если предусмотрена поставка товаров разных качественных характеристик или разного ассортимента, обычно они перечисляются в спецификации, прилагаемой к контракту.
Качество товара. Определение качества товара во внешнеторговом контракте предполагает установление качественной характеристики, т. е. совокупности свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению. Существует ряд способов определения качества в зависимости от характера товара:
- по стандарту. Стандарт — документ, составленный в со трудничестве и согласии или с общего одобрения всех заинтересованных сторон, основанный на использовании
94
обобщенных результатов науки, техники, направленный на достижение оптимальной пользы для общества, утвержденный органом, занимающимся стандартизацией. Наличие стандартов облегчает установление качества товара во внешнеторговых контрактах на товары, обладающие родовыми признаками, а также на унифицированную продукцию; - по техническим условиям. Способ применяется, когда на товар отсутствуют стандарты и когда необходимо установление специальных требований к его качеству (индивидуальные заказы);
по образцу — установление качества в соответствии с определенным образцом, согласованным и подтвержденным сторонами (эталоном);
по предварительному осмотру («осмотрено — одобрено», «inspected — approved») — покупателю предоставляется право осмотреть партию товара в установленный срок, продавец гарантирует качество товара таким, каким его осмотрел покупатель;
способ «тель-кель» (фр. — tel quel) — поставка товара таким, какой он есть. Продавец не несет ответственности за качество поставляемого товара, т. е. покупатель обязан принять товар независимо от качества, если он соответствует наименованию, указанному в договоре (при продаже еще не собранного урожая, а также при морских перевозках, когда продавец не несет ответственности за ухудшение качества товара в пути).
Количество товара. При определении количества устанавливаются единица измерения количества, порядок установления количества, система мер и весов.
-
единица измерения количества — ее выбор зависит от характера товара и сложившейся торговой практики (меры веса, меры длины, меры объема, число штук, количество в упаковке, количество в пересчете на условные единицы — в химических товарах пересчет на 100 % содержания основного вещества);
-
установление количества товара может быть произведено либо определением фиксированной цифры, либо опреде-
95
лением пределов. В контрактах на массовые сырьевые или продовольственные товары, поставляемые насыпью, навалом или наливом, обозначение количества сопровождается оговоркой, допускающей отклонение фактически поставленного количества от количества, определенного в контракте (оговорка «около» — about);
— установление системы мер и весов необходимо потому, что в некоторых странах используются отличные от общепри нятых системы мер и весов. При обозначении количества товара в единицах, имеющих неодинаковое значение, обычно указывается его эквивалент в метрической систе ме мер.
Срок и дата поставки. Срок поставки — предусмотренный в контракте момент, когда продавец обязан передать в собственность покупателю товар, являющийся предметом контракта. Срок поставки определяется несколькими способами:
-
фиксирование календарного дня поставки;
-
фиксирование периода, в течение которого должна быть проведена поставка. В этом случае необходимо добавить уточнение: «в течение», «не позднее», «равномерно», «регулярно»;
-
применение принятых в торговле терминов: «немедленная поставка» (immediate); «быстрая поставка» (quick); «без задержки» (without delay). Наиболее часто встречается термин «немедленная поставка». При этом способе срок поставки, в соответствии с торговыми обычаями и практикой торговли, принимается в течение от 1 до 14 дней. Определение срока поставки с использованием торговых терминов применяется при поставке со складов, при биржевой и аукционной торговле.
Дата поставки — дата передачи товара в распоряжение покупателя. Ею может считаться дата выдаваемого транспортной организацией документа; дата расписки транспортно-экспедиторс-кой фирмы; дата складского свидетельства.
Цена контракте. Должны быть отражены следующие показатели: цена единицы товара, валюта цены, базисные условия поставки, способ фиксации цены, общая сумма контракта;. Цена
96
единицы товара должна быть определена, т. к. при недопоставке, браке и т. п. исходной для расчета между сторонами будет именно цена товара. Выбор валюты цены имеет значение для снижения риска валютных потерь, т. е. возможности недополучения эквивалента стоимости, предусмотренной в момент предложения цены в оферте и подписания контракта. В импортных контрактах цены устанавливаются в национальной валюте этих стран. При импорте из развивающихся стран цены фиксируются в СКВ (твердых валютах).
Упаковка и маркировка товара. Содержится указание относи-о вида и характера упаковки, ее качества, размеров. 1 лав-ная функция упаковки — обеспечение целостности товара. Если упаковка повреждена, товар может быть возвращен. Упаковка должна быть экономичной, т. к. оплата идет за весь товар, включая упаковку. Определение вида упаковки зависит от особенностей товара, от условий складирования, от вида транспорта, от климатических условий. Специфические требования могут вытекать из законов стран импортеров и стран, по которым груз проходит транзитом. Обычно в контракте различают внешнюю упаковку (тару) и внутреннюю, неотделимую от товара. Обычно не только внутренняя упаковка, но и внешняя тара переходят в собственность покупателя, при этом стоимость упаковки включается в цену товара.
Условие по маркировке может быть выделено в отдельную статью, а может быть объединено со статьей «Упаковка». Маркировка — товаросопроводительная информация, т. е. указание транспортно-экспедиторским фирмам, обеспечивающим надлежащее обращение с грузом при погрузочно-разгрузочных работах при использовании различных видов транспорта. Маркировка должна содержать обозначения, необходимые для адресата (товарная), для транспортной организации (грузовая), используемые в процессе перевозки (транспортная), при погрузочно-разгрузочных работах и хранении (специальная).
Условия транспортировки. В данной статье обычно предусматриваются: наименования пунктов погрузки (выгрузки) товара; распределение расходов на погрузку (выгрузку) между продавцом и покупателем; нормы погрузки (выгрузки); система
97
информации о готовности товара к отгрузке; порядок исчисления сталийного времени — максимальный период, в течение которого : фрахтователи имеют право держать судно под погрузкой (выгрузкой), не оплачивая ничего, кроме обусловленного фрахта; условия назначения стивидоров и агентов; ставки и порядок оплаты демереджа и диспача.
Стивидор — назначаемое фрахтователем лицо, которое осуществляет погрузку или выгрузку.
Агент — назначаемое фрахтователем лицо, которое обслуживает судно, в том числе по выполнению таможенных формаль- ] ностей.
Демередж — заранее обусловленная компенсация (штраф), которую судовладелец вправе получить от фрахтователя за превышение обусловленной нормы обработки судна (сталийного времени).
Диспач — причитающееся фрахтователю от судовладельца вознаграждение (премия) за досрочную обработку судна.
Сдача-приемка товара. Сдача товара — передача товара продавцом во владение покупателя в соответствии с условиями контракта. Сдача товара перевозчику также обычно считается передачей товара покупателю, если она сопровождается выдачей документов, исключающих контроль продавца над товаром. Приемка товара — проверка соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристике и техническим условиям, указанным в договоре.
В контракте обычно устанавливается порядок сдачи-приемки; вид сдачи-приемки; место фактической сдачи-приемки; способ проверки качества товара; способ приемки товара по качеству. По видам сдачу-приемку разделяют на:
предварительная приемка — осмотр товара на предприятии продавца для установления соответствия его количества и качества условиям договора, а также для установления правильности упаковки и маркировки товара; — окончательная сдача-приемка — фактическое выполнение поставки в установленном месте и в надлежащий срок. Если в контракте содержится указание на окончательный характер приемки, то покупатель впоследствии не вправе предъявлять требования при обнаружении недостатков.
98
Платеж'. В данном условии устанавливаютсяЗалюта платежа, срок платежа, способ платежа и форма расчета, оговорки, направленные на уменьшение или устранение валютного риска:
— валюта платежа — устанавливается, в какой валюте будет производиться оплата за товар, в валюте страны экспортера или импортера или в валюте третьей страны. При выборе курса валюты устанавливается выгодность для каждой из сторон. Риск снижения курса валюты платежа несет экспортер (кредитор), а риск повышения курса — импортер (должник). Валюта пла тежа может совпадать с валютой цены товара. При их несовпа дении в контракте должен указываться курс, по которому валюта цены будет переведена в валюту платежа. При выборе курса учитывается не только его выгодность при переводе в валюту контрагента, но также и степень обратимости валюты, т. е. ее обмена на валюту контрагента;
- срок платежа. Если конкретный срок платежа в контракте не установлен, платеж обычно производится через опре деленное число дней после уведомления продавцом поку пателя о том, что товар представлен в его распоряжение, или после аналогичного уведомления об отправке товара. способ платежа:
-
наличный платеж — оплата товара импортером в полной его стоимости в период от его готовности для экспорта до перехода в распоряжение покупателя. Выделяют единовременный наличный платеж, а также наличный платеж по частям, который предусматривает осуществление платежа несколькими взносами в соответствии с условиями поставки или по мере готовности товара;
-
авансовый платеж — выплата импортером экспортеру согласованных в контракте сумм в счет причитающихся по договору платежей до передачи товара в распоряжение импортера, а чаще всего до начала исполнения заказа. Наиболее безопасный вариант для экспортера, т. к. нет риска отказа импортера от товара и от платежа, и экспортер кредитуется импортером. Аванс может быть произведен в денежной и товарной форме;
-
платеж: в кредит — осуществление расчета по сделке на основе предоставленного экспортером импортеру фирмен-
99
ного (коммерческого) кредита. Также предоставляются в | товарной (рассрочка платежа) или денежной форме;
— форма платежа:
— аккредитивная форма (letter of credit) — обязательство банка произвести по указанию и за счет покупателя-импортера платеж экспортеру на сумму стоимости поставленного товара против предъявленных экспортером документов. Операция с аккредитивом проходит в четыре этапа:
-
импортер дает поручение своему банку открыть в ' банке экспортера аккредитив на определенную сумму в пользу экспортера;
-
банк импортера открывает в банке экспортера ак- ' кредитив, после чего последний извещает экспортера о его открытии;
-
экспортер, отгрузив товар, предъявляет банку, в ко-тором открыт аккредитив, документы, удостоверяющие поставку, и получает против этих документов I причитающуюся сумму платежа;
-
банк экспортера пересылает документы банку им-портера, тот вручает их импортеру, который возмещает ему суммы аккредитива.
Для экспортера аккредитив гарантирует оплату товара и дает ] возможность получить платеж сразу же после поставки товара I по предъявлении документов. Для импортера — гарантия плате- 1 жа экспортеру только по предоставлении всех соответствующих документов, удостоверяющих отгрузку.
- Инкассовая форма (collection of payment).— передача экспортеру поручения своему банку на получение от импортера суммы платежа против предъявления ему соответствующих товарных документов. Схема:
-
экспортер передает своему банку инкассовое поручение и приложенные к нему товарные документы;
-
банк экспортера направляет инкассовое поручение и документы банку-корреспонденту в стране импортера;
-
банк-корреспондент предъявляет товарные документы импортеру и выдает их ему против указанной суммы платежа;
— полученная от импортера сумма переводится на счет банка экспортера, а затем — на счет экспортера.
100
Документы, с которыми производятся операции по инкассо, разделяются на 2 группы: финансовые (переводные, простые векселя, чеки) и коммерческие (спецификации, упаковочные листы, сертификаты качества и происхождения, страховой полис). Существуют 2 варианта оплаты инкассовых документов: инкассо с немедленным платежом и инкассо на условиях отсрочки платежа. Для экспортера — гарантия того, что товар не перейдет в собственность покупателя, пока не будет произведена оплата, но при этом существует отсрочка получения платежа и возможность отказа импортера от платежа. ^^^^^^^^^^^^^
-
Торговля по открытому счету (open account) — продажа в кредит, при которой у экспортера нет никакой гарантии, что покупатель рассчитается по своим долгам в определенные сроки. Экспортер отправляет товар покупателю вместе с отгрузочными документами, следовательно, он теряет контроль над товаром, а также свое юридическое право собственности на него. При этом импортер, давая согласие оплатить товары в оговоренный срок в будущем, может распоряжаться товарами по своему усмотрению.
-
Чековая форма (check) — распоряжение чекодателя своему банку произвести из имеющихся средств чекодателя выплату определенной суммы чекодержателю.
-
Вексельная форма. Простой вексель — обязательство одного лица произвести уплату другому лицу в назначенный срок и в определенном месте. Переводной вексель — распоряжение одного лица, адресованное другому лицу, уплатить в назначенный срок определенную сумму третьему лицу.
Условия страхования. Определяются: предмет страхования, перечень рисков, страховщик и страхователь, оплата договора страхования, распределение страховой ответственности.
Гарантии и рекламации. Рекламация — претензии, предъявляемые покупателем к продавцу в связи с несоответствием качества и количества поставленного товара условиям контракта. В контракте устанавливается порядок предъявления рекламаций; сроки, в течение которых рекламации могут быть заявлены; права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламации; спо-
101
собы урегулирования рекламации. Рекламация содержит наименование зарекламированного товара, его количество и местонахождение, основание для рекламации, конкретные требования покупателя.
Гарантия — условие, по которому продавец принимает ответ- ] ственность за качество товара в течение определенного гарантийного срока. В этом случае определяются: объем предоставляемой гарантии; гарантийный срок; обязанности продавца в случае несоответствия товара; случаи, на которые гарантия не распространяется.
Штрафные санкции. Условие содержит установление раз- ! личного рода санкций в виде пени, неустойки, штрафа, уплачиваемых стороной, не выполнившей своих обязательств. Наиболее распространена неустойка (penalty) — штраф за опоздание в поставке товара. По законам же США и Великобритании неустойка замещается понятием «возмещаемые убытки» (liquidated damages), причем допускается их установление ' в контракте в размере уже заранее определенного процента от | стоимости товара.
Форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, т. е. не- ' зависимые от воли любой из сторон контракта. Данное условие разрешает переносить срок исполнения договора или вообще освобождает стороны от полного или частичного выполнения обязательств по контракту в случае наступления после заключения контракта обстоятельств, препятствующих его исполнению. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся ошибки, просчеты, результаты непрофессиональной деятельности. К длительным обстоятельствам относятся:
-
запрещения экспорта или импорта;
-
война или блокада;
-
валютные и другие ограничения.
К краткосрочным обстоятельствам относятся пожары, на- ] воднения, стихийные бедствия. Обычно продавец стремится перечислить в контракте максимальное число условий, включая даже невозможность получения транспортных средств, недостачу сырья, электроэнергии или рабочей силы. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по
102
договору вследствие наступления непредвиденных обстоятельств, должна немедленно в письменной форме уведомить другую сторону как о наступлении, так и о прекращении действия этих обстоятельств. Также в контракте указывается название организации (обычно торговой палаты), которая будет свидетельствовать наступление и продолжительность действия непредвиденных обстоятельств путем выдачи справки об этом.
Арбитраж. В данном условии устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы мирным путем. Чаще всего для арбитража избирается одна из постоянных арбитражных комиссий, создаваемых при товарных биржах, торговых палатах, союзах предпринимателей. Для разрешения спора между двумя контрагентами обычно избираются два арбитра той же национальности, что и спорящие стороны, и один суперарбитр другой национальности или же избирается только один арбитр третьей национальности. При обращении в арбитраж покупатель не имеет права прекращать платежи, которые он должен производить в соответствии с договором, или отказываться от принятия других партий товара, составляющих предмет того же контракта. Каждая из сторон обязана выполнить в сроки, установленные правилами арбитражного органа, любое вынесенное против нее арбитражное решение.
- Юрген Цеддиес
- Элеонора Марисова
- Введение
- Глава 1 теоретические основы международного предпринимательства
- 1.1 Понятие международной предпринимательской деятельности
- 1.2 История развития международного предпринимательства
- 1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
- Глава 2 организационно-правовые формы международного предпринимательства
- 2.1 Классификация международного предпринимательства
- 1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:
- 2. По характеру собственности:
- 2.2 Правовое положение и ответственность предпринимателей на мировом рынке
- Глава 3 экономико-правовые и межкультурные аспекты международной предпринимательской деятельности з.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран
- 3.2 Системы налогообложения предприятий в различных странах
- 3.3 Трудовые отношения в странах мира
- 3.4 Межкультурные аспекты международного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 предпринимательский риск
- 4.1 Сущность рисков и потерь в международном предпринимательстве
- 4.2 Классификация и система управления предпринимательскими рисками
- 1) По возможности страхования:
- 2) По возможности диверсификации риска:
- 4) По сфере возникновения:
- 6) По степени допустимости:
- 7) По степени обоснованности:
- Политический риск.
- 7) Прочие методы нейтрализации рисков:
- Глава 5 внешнеторговый контракт как база международного предпринимательства
- 5.1 Внешнеторговый контракт и методология его составления
- 5.2 Техника подготовки и заключения внешнеторговых сделок
- 5.3 Содержание условий втк
- 5.4 Исполнение внешнеторгового контракта
- Глава 6 торгово-посреднические операции в международном предпринимательстве
- 6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
- 6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
- Глава 7 встречные операции в международном предпринимательстве
- 7.1 Понятие и особенности международной встречной торговли
- 7.2 Виды международных встречных сделок
- Глава 8 операции по обмену научно-техническими знаниями в международном предпринимательстве
- 8.1 Теоретические основы международного обмена технологиями в предпринимательской деятельности
- 8.2 Операции по обмену лицензиями в международном предпринимательстве
- 8.3 Операции по обмену инженерно-техническими услугами в международном предпринимательстве
- Глава 9 предпринимательство на международных товарных биржах, аукционах, торгах
- 9.1 Международные товарные биржи
- Биржевые рынки сша
- 9.2 Международные аукционы и торги
- 9.3 Международные выставки и ярмарки
- Ежегодные;
- Сезонные.
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 международный франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
- 10.1 Сущность международного франчайзинга
- 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
- 10.3 Обязанности сторон договора франчайзинга
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11 факторинговые операции в международном предпринимательстве
- 11.1 Сущность международного факторинга
- 11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
- 11.3 Договор факторинга
- Глава 12 особенности функционирования совместного предпринимательства
- 12.1 Экономическая сущность совместного предпринимательства
- 12.2 Организационные основы и особенности создания совместных предприятий
- 12.3 Эффективность функционирования совместного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 интеграционные процессы в международном предпринимательстве
- 13.1 Интернационализация предпринимательской деятельности
- 13.2 Экономическая интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур
- 13.3 Особенности интеграционных процессов в региональных системах предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное предпринимательство в условиях торговой либерализации и интеграции
- 14.1 Торговая специализация России на мировом рынке
- 14.2 Вто и Россия: основные вопросы присоединения
- 14.3 Вступление России в вто и развитие отечественного сельского хозяйства
- Сценарий 3. Современная ситуация
- 14.4 Россия и мировые интеграционные процессы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Приложение