30. Проблема Камбоджи в международных отношениях. Поиски дипломатического решения проблемы Камбоджи: рамки переговоров, основные решения, подключение структур оон 1975-1991 гг.
25 декабря 1978 г. стотысячный вьетнамский экспедиционный корпус под предлогом оказания "интернациональной помощи" созданному в начале декабря того же года в восточных провинциях ДРК Единому Национальному Фронту спасения Кампучии вступает на территорию ДРК. Активная военная фаза этой операции продолжалась очень недолго, и уже 8 января 1979 г. в Пномпене объявляется о создании Национально-революционного совета (временного правительства страны) во главе с Хенг Самрином, а 10 января провозглашается образование Народной республики Кампучия (НРК). Это стремительное развитие событий, с одной стороны, решало проблему власти на территории Камбоджи, но с другой стороны, создавало весьма запутанную ситуацию в подходе мирового сообщества к этой проблеме. Власти ДРК уже 31 декабря 1978 г. обращаются в Совет Безопасности ООН с требованием осудить вьетнамскую агрессию. Собравшийся в начале января Совет Безопасности ООН после длительных дебатов так и не смог принять резолюцию о "выводе всех иностранных войск" из Камбоджи с связи с позицией СССР, проголосовавшего против ее принятия.
Тем временем китайское руководство принимает решение оказать военное давление на Вьетнам и попытаться вынудить его вывести войска из Камбоджи. О готовности КНР "преподать урок" Вьетнаму говорил Дэн Сяопин в ходе своих визитов в США и Японию в январе - феврале 1979 г. На границе с СРВ Китай сконцентрировал до 200 тыс. своих войск и 17 февраля начал военные операции против Вьетнама. Противостояли китайскому вторжению лишь вьетнамские региональные части и местная милиция.
Совета Безопасности ООН собрался22 февраля по требованию западных держав рассмотреть вопрос о "положении в Юго-Восточной Азии и ее воздействии на международный мир и безопасность". Однако Совет Безопасности так и не смог принять никакого решения из-за резко разошедшихся позиций КНР и СССР, каждый из которых использовал свое право вето, чтобы исключить принятие резолюции, неприемлемой для Китая либо для Вьетнама.
Вьетнамские силы активно сопротивлялись китайскому вторжению. Китайские войска несли большие потери, и в условиях, когда практически все ведущие государства мира выразили свое негативное отношение к китайской военной акции, правительство КНР заявило 5 марта 1979 г., что китайские войска "выполнили поставленную перед ними задачу" и возвращаются назад на китайскую территорию.
Тем временем Вьетнам пытался закрепить достигнутые им в Камбодже результаты, стремясь преобразовать военный успех в политический результат. В феврале 1979 г. он подписывает Договор о дружбе и сотрудничестве с правительством НРК, а в марте того же года в ходе визита в Пномпень президента Лаоса принца Суфанавонга было подписано кампучийско-лаосское соглашение об экономическом, культурном и техническом сотрудничестве, а также сотрудничестве в области образования. Таким образом, в первые же недели существования нового правительства в Камбодже была создана структура "особых отношений", фактически сформирован союз трех государств Индокитая, в рамках которого под эгидой Вьетнама активно развивалось разнообразное - в первую очередь политическое и военное - сотрудничество.
Индокитайские государства рассматривали перемены, произошедшие в Камбодже, как необратимые, однако с этими переменами совершенно не готовы были смириться как определенные камбоджийские силы, начавшие партизанскую войну против правительства НРК, так и существенный и весьма влиятельный сегмент международного сообщества.
Индокитайские государства рассматривали перемены, произошедшие в Камбодже, как необратимые, однако с этими переменами совершенно не готовы были смириться как определенные камбоджийские силы, начавшие партизанскую войну против правительства НРК, так и существенный и весьма влиятельный сегмент международного сообщества.
На конференции столкнулись две позиции - АСЕАН и КНР.
Существенным шагом, позволившим ускорить решение кампучийской проблемы, стало объявленное СРВ в начале 1989 г. намерение завершить вывод всех вьетнамских войск из Камбоджи до конца сентября 1989 г. Это решение заставило мировое сообщество озаботиться вопросом, каким образом не допустить возвращения к власти полпотовцев, обладавших существенным военным преимуществом по сравнению с другими кхмерскими группировками, после ухода Вьетнама из Камбоджи. С этой целью в июле - августе 1989 г. в Париже прошла международная конференция по Камбодже, которая хотя и завершилась безрезультатно, однако дала импульс для проработки на международном уровне проблем переходного периода. В 1990 г. постоянные члены Совета Безопасности ООН согласовали план действий для решения этой проблемы. Он включал создание структуры ООН для осуществления административного управления в Камбодже в течение переходного периода (UNTAC).
23 октября 1991 г. в Париже на международной конференции по Камбодже с участием четырех кхмерских группировок, пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, государств АСЕАН, СРВ, ЛНДР, Японии, Канады, Австралии, Индии, Зимбабве и генерального секретаря ООН были подписаны соглашения о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта, завершившие 13-летний период острой нестабильности в этом регионе мира.
- 1.Внешнеполитическая стратегия ссср в 1975-85 гг. И ее реализация (осн. Шаги и их результаты).
- 2. Создание и деятельность "Группы 7".
- 3. Роль экономического фактора в международных отношениях 1975-1991гг.
- 4.Советско-американские отношения 1975-1980 гг.
- 5. Советско-американские отношения: договор осв-2.
- 8.Советско-американские отношения 1981-1985 гг.
- 7. Советско-американские отношения - новый поворот 1985-1991 гг.
- 8. Советско-американское отношения: договор рсмд
- 9. Советско-американское отношения: договор снв-1.
- 10. Советская концепция "общеевропейского дома": замысел и проблемы ее реализации 1985-1990 гг.
- 11. Проблема "евроракет" в международных отношениях в Европе на рубеже 70-х и 80-х годов: советский и западный подходы.
- 12. Общеевропейский процесс в 1975-1985 гг.: итоги Белградской и Мадридской встреч.
- 13. Общеевропейский процесс в 1975-1986 гг.: "мадридский мандат" и результаты Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе.
- 14. Советская концепция нового политического мышления: базовые концептуальные положения.
- 15. Советская программа по ликвидации яд. Оружия (15 января 1986г)
- 16. Принцип "свободы выбора" и подход ссср к смене политических режимов в государствах Центральной и Восточной Европы 1989-1991 гг.
- 17. Советская концепция общеевропейского дома.
- 18. Объединение Германии: внешнеполитические аспекты и международные последствия.
- 19. Венский "Мандат переговоров по обычным вооруженным силам в Европе". Подписание Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе.
- 20. Разработка концепции "человеческого измерения" сбсе. Итоги трёхступенчатой конференции по человеческому измерению сбсе 1989-1991 гг.
- 21. Специфика двусторонних отношений между ссср и западноевропейскими государствами во второй половине 80-х годов.
- 23. Подсистема международных отношений в атр: формирование подсистемы, ее основные структуры, факторы и тенденции развития в 1975-1991 гг.
- 24.Советско-китайские отношения 1975-1991 гг.
- 26. Япония в международных отношениях в атр. Японо-американские отношения. Политика Японии в юва 1975-1991 гг.
- 25. Кнр в международных отношениях в атр. Китайско-американские и китайско-японские отношения 1975-1991 гг.
- 27. Советско-японские отношения 1975-1991гг.
- 28. Характеристика подсистемы международных отношений в Юго-Восточной Азии: логика развития вторая половина 70-х - 80-х голы.
- 29. Политика срв и юва. Вьетнамо-советские и вьетнамо-китайские отношения 1975-1985гг.
- 30. Проблема Камбоджи в международных отношениях. Поиски дипломатического решения проблемы Камбоджи: рамки переговоров, основные решения, подключение структур оон 1975-1991 гг.
- 31. Международные отношения в Юго-Восточной Азии: деятельность асеан, факторы роста престижа и повышения авторитета этой организации.
- 32. Афганская проблема.
- 33. Исламская революция в Иране. Иран в международных отношениях. Ирано-иранская война.
- 34. Международные отношения в Ближнем Востоке после войны 1973 г. Кэмп-Дэвидские соглашения.
- 35. Ливанский кризис и нарастание сопротивления на палестинских землях.
- 36. Агрессия Ирака против Кувейта и война в Персидском заливе.
- 37. Ситуация на юге Африки после освобождения португальских колоний, ее воздействие на международные отношения.
- 38. Конфликт на Африканском роге.
- 39. Центральноамериканский конфликт: никарагуанская проблема в международных отношениях.
- 40. Фолклендский кризис и его воздействие на межамериканские отношения.
- 1.Внешнеполитическая стратегия ссср в 1975-85 гг. И ее реализация (осн. Шаги и их результаты).