36. Агрессия Ирака против Кувейта и война в Персидском заливе.
Несмотря на то что режим С. Хусейна с трудом уцелел, он уже через год после окончания войны начинает готовить новую агрессивную акцию. Ее целью был захват Кувейта, а при благоприятных условиях и Восточной провинции Саудовской Аравии, где находятся основные нефтяные месторождения этой страны. В обоснование своих агрессивных замыслов он заявляет, что аравийская нефть представляет собой "общеарабскую собственность" и доходы от нее должны быть использованы, прежде всего, для борьбы с "сионистским врагом".
Со второй половины 1989г иракская пресса начинает широкую кампанию против стран ССАГПЗ, обвиняя их в том. Что, не соглашаясь в ОПЕК на увеличение квоты нефтедобычи Ираком, они препятствуют восстановлению его экономики. 30 мая 1990г Хусейн уже заявляет, что "экономическая война стала невыносимой".17 июня он прямо обвиняет Кувейт в том, что это именно он является инициатором "экономической войны", а также в том, что он осуществляет "кражу иракской нефти", незаконно пользуясь месторождением Румейлы. В качестве компенсации за "украденную нефть" С. Хусейн требует от Кувейта 10 млрд. долл. Правительство Кувейта, пытаясь погасить конфликт, соглашается выделить Ираку кредит в 9 млрд. долл. и обсудить все спорные вопросы. Однако решение уже давно принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. 150-тысячная иракская армия вторгается в Кувейт. Захватив его, иракские войска продолжили наступление и вторглись на территорию Саудовской Аравии, однако были отброшены частями саудийской армии.
Реакция мирового сообщества на иракскую агрессию была быстрой и решительной. Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 660, осуждающую агрессивные действия Ирака и требующую немедленного и безотлагательного вывода иракских войск из Кувейта. Поскольку иракское правительство отказалось ее выполнять, то 6 августа принимается резолюция 661, предусматривающая введение против Ирака жестких экономических санкций.
Получив согласие короля Саудовской Аравии Фахда, президент Дж. Буш отдает 7 августа приказ о переброске в Восточную провинцию Саудовской Аравии крупного контингента американских войск. Затем к нему присоединяются воинские части Англии, Франции, Египта, Сирии и ряда других государств. Они образовали межнациональные силы двадцати восьми государств, общая численность которых к январю 1991 г. достигла 780 тыс. человек (из них 540 тыс. - войска США). С моря их поддерживала мощная американская эскадра, насчитывавшая 80 боевых кораблей (в том числе четыре авианосца).
19 августа С. Хусейн объявляет всех иностранцев, находившихся в Ираке и Кувейте (только европейцев и американцев было 25 тыс. человек), "заложниками", которые станут "живым щитом" в случае начала военных действий против Ирака. Идя на захват "заложников", С. Хусейн стремился заморозить конфликт в расчете на изменение позиций СССР и КНР. Хотя обе эти державы и проголосовали в Совете Безопасности ООН за резолюции 660 и 661, но отнюдь не были сторонниками использования военной силы. Советское руководство даже попыталось сыграть роль посредника в конфликте, но безуспешно. Ни США, державшие экзамен на роль единоличного мирового лидера, ни С. Хусейн, претендовавший на то, чтобы возглавить борьбу с "мировым империализмом", отступать не собирались.
29 ноября Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 678 (8), санкционирующую использование "всех необходимых мер" (не исключая и военную силу) для освобождения Кувейта. Ираку был предъявлен ультиматум, согласно которому он должен был вывести свои войска из Кувейта к 15 января 1991 г. С. Хусейн его отверг.
17 января многонациональные силы начинают операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием «Буря в пустыне». Она продолжалась 42 дня , причем наземные боевые действия лишь 100 часов. Иракская армия была полностью разгромлена.
26 февраля иракское правительство заявило о признании им всех резолюций Совета Безопасности ООН. 28 февраля международные силы прекратили боевые действия.
Исход войны в Заливе обеспечил гегемонию США в регионе, а распад СССР сделал ее только более полной. Государства ССАГПЗ, хотя и предприняли попытку создания "арабской системы безопасности" в зоне Персидского залива, но после ее провала пошли на заключение с США соглашения "об обеспечении безопасности", что узаконило присутствие в зоне Залива крупной группировки американских войск. Несмотря на крайне негативную реакцию исламских радикалов, правящие круги стран ССАГПЗ пошли на это, опасаясь новых всплесков агрессивности со стороны Ирака и Ирана.
Существенно выиграли от исхода войны Египет и Сирия. Первый восстановил свой статус ведущего государства арабского мира, добился списания 40 % своих долгов Западу и значительно улучшил свои отношения с ССАГПЗ. Не меньших успехов добилась и Сирия.
Среди проигравших оказалась и ООП, что ослабило влияние ее экстремистского крыла. Это позволило сдвинуть с мертвой точки процесс ближневосточного мирного урегулирования. 30 октября 1991 г. в Мадриде начинает работу Международная конференция по мирному урегулированию на Ближнем Востоке. В ней участвуют Израиль, конфронтирующие с ним арабские государства, палестинцы, а также США и СССР как ее сопредседатели ("коспонсоры"). На ней впервые все ее участники одобрили принцип "земля в обмен на мир", что и стало основой для развития процесса мирного урегулирования, однако конкретные результаты стали проявляться только после двух лет сложных переговоров.
- 1.Внешнеполитическая стратегия ссср в 1975-85 гг. И ее реализация (осн. Шаги и их результаты).
- 2. Создание и деятельность "Группы 7".
- 3. Роль экономического фактора в международных отношениях 1975-1991гг.
- 4.Советско-американские отношения 1975-1980 гг.
- 5. Советско-американские отношения: договор осв-2.
- 8.Советско-американские отношения 1981-1985 гг.
- 7. Советско-американские отношения - новый поворот 1985-1991 гг.
- 8. Советско-американское отношения: договор рсмд
- 9. Советско-американское отношения: договор снв-1.
- 10. Советская концепция "общеевропейского дома": замысел и проблемы ее реализации 1985-1990 гг.
- 11. Проблема "евроракет" в международных отношениях в Европе на рубеже 70-х и 80-х годов: советский и западный подходы.
- 12. Общеевропейский процесс в 1975-1985 гг.: итоги Белградской и Мадридской встреч.
- 13. Общеевропейский процесс в 1975-1986 гг.: "мадридский мандат" и результаты Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе.
- 14. Советская концепция нового политического мышления: базовые концептуальные положения.
- 15. Советская программа по ликвидации яд. Оружия (15 января 1986г)
- 16. Принцип "свободы выбора" и подход ссср к смене политических режимов в государствах Центральной и Восточной Европы 1989-1991 гг.
- 17. Советская концепция общеевропейского дома.
- 18. Объединение Германии: внешнеполитические аспекты и международные последствия.
- 19. Венский "Мандат переговоров по обычным вооруженным силам в Европе". Подписание Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе.
- 20. Разработка концепции "человеческого измерения" сбсе. Итоги трёхступенчатой конференции по человеческому измерению сбсе 1989-1991 гг.
- 21. Специфика двусторонних отношений между ссср и западноевропейскими государствами во второй половине 80-х годов.
- 23. Подсистема международных отношений в атр: формирование подсистемы, ее основные структуры, факторы и тенденции развития в 1975-1991 гг.
- 24.Советско-китайские отношения 1975-1991 гг.
- 26. Япония в международных отношениях в атр. Японо-американские отношения. Политика Японии в юва 1975-1991 гг.
- 25. Кнр в международных отношениях в атр. Китайско-американские и китайско-японские отношения 1975-1991 гг.
- 27. Советско-японские отношения 1975-1991гг.
- 28. Характеристика подсистемы международных отношений в Юго-Восточной Азии: логика развития вторая половина 70-х - 80-х голы.
- 29. Политика срв и юва. Вьетнамо-советские и вьетнамо-китайские отношения 1975-1985гг.
- 30. Проблема Камбоджи в международных отношениях. Поиски дипломатического решения проблемы Камбоджи: рамки переговоров, основные решения, подключение структур оон 1975-1991 гг.
- 31. Международные отношения в Юго-Восточной Азии: деятельность асеан, факторы роста престижа и повышения авторитета этой организации.
- 32. Афганская проблема.
- 33. Исламская революция в Иране. Иран в международных отношениях. Ирано-иранская война.
- 34. Международные отношения в Ближнем Востоке после войны 1973 г. Кэмп-Дэвидские соглашения.
- 35. Ливанский кризис и нарастание сопротивления на палестинских землях.
- 36. Агрессия Ирака против Кувейта и война в Персидском заливе.
- 37. Ситуация на юге Африки после освобождения португальских колоний, ее воздействие на международные отношения.
- 38. Конфликт на Африканском роге.
- 39. Центральноамериканский конфликт: никарагуанская проблема в международных отношениях.
- 40. Фолклендский кризис и его воздействие на межамериканские отношения.
- 1.Внешнеполитическая стратегия ссср в 1975-85 гг. И ее реализация (осн. Шаги и их результаты).