14. Советская концепция нового политического мышления: базовые концептуальные положения.
Новое руководство страны, возглавленное в марте 1985 г. М. С. Горбачевым, сразу же заявило о необходимости коренного пересмотра приоритетов развития и выдвинуло программу ускорения и перестройки. В области экономической политики она предусматривала приоритетное развитие машиностроительного комплекса как основы ускорения научно-технического прогресса, в социально-политической сфере - демократизацию всех сторон жизни общества, включая как производственные отношения, так и государственное управление, а также дозированное внедрение некоторых политических свобод.
Необходимо было коренным образом перестраивать внешнеполитическую стратегию государства, оптимизируя и видоизменяя советские внешнеполитические интересы, обеспечивая тем самым внешние условия для реализации намеченных преобразований. Для этого в первую очередь надо было продемонстрировать миру реальное, а не декларативное миролюбие советской внешней политики, доказательно убедить всех внешнеполитических партнеров Советского Союза в готовности кардинально изменить его внешнеполитический курс.
В течение этого времени Москва возобновляет сделанные ранее предложения о неприменении первыми ядерного оружия, о заключении договора между ОВД и НАТО о неприменении силы и угрозы силой, подтверждает объявленный в 1983 г. мораторий на вывод в космос противоспутникового оружия. Однако повторения прежних советских предложений было явно недостаточно. И тогда в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы рождается новая советская инициатива: установление одностороннего моратория на проведение ядерных испытаний - сначала до конца 1985 г., а затем еще на один год. Одновременно СССР пригласил другие ядерные державы присоединиться к мораторию на проведение ядерных испытаний.
Более комплексный характер носили выдвинутые внешнеполитические инициативы, выдвинутые на XXVII съезде КПСС в феврале-марте 1986 г. На съезде советское руководство предложило комплексную программу создания всеобъемлющей системы международной безопасности.
СССР уже не ограничивался в своих внешнеполитических инициативах военно-политической сферой, но поднимал вопросы установления новых, более справедливых международных экономических отношений, а также впервые по собственной инициативе выдвигал достаточно широкомасштабные предложения в области гуманитарного сотрудничества.
Реализация вышеозначенных и других мер требовала смены идеологической
парадигмы, на которой базировалась советская внешняя политика.
В этой сфере, пожалуй, больше, чем в какой-либо другой, проявила
себреформаторская с Базовым принципом стала деидеологизация международных отношений, их гуманизация, переход к примату общечеловеческих ценностей. Новая внешнеполитическая доктрина рассматривала современный мир как противоречивый, но взаимосвязанный и взаимозависимый целостный комплекс, где глобальные проблемы приобретают жизненное значение для судеб человеческой цивилизации сущность нового советского руководств.
Немало внимания было уделено формулированию новых задач в области военной стратегии, выдвижению концепций, понятных и приемлемых
для внешнеполитических оппонентов СССР. Во главу угла был поставлен
тезис о том, что главными факторами обеспечения безопасности государства
должны стать не военные, а политические средства.
Одним из важнейших шагов такого рода стали инициативы ССС, выдвинутые М. С. Горбачевым в его выступлении в ООН в декабре 1988 г., когда Советский Союз объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 500000 человек, в том числе 120000 в азиатской части страны (из них 80000 в зоне советско-китайской границы), а также проявленная готовность пойти на значительные сокращения обычных вооруженных сил и вооружений СССР и стран Варшавского договора на венских переговорах по сокращению обычных вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.
Новые советские руководители заявляли о необходимости обеспечить каждому народу права на выбор собственного пути развития, что вступало в противоречие с проводившимся Советским Союзом в предшествующие десятилетия принципом социалистического интернационализма, подразумевавшим возможность в случае возникновения "угрозы социалистическим завоеваниям" в той или иной стране соцсодружества применения любых, в том числе и военных мер для "защиты социалистического строя".
Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей, советское руководство вынуждено было существенно модифицировать и другой базовый принцип своей внешней политики - принцип мирного сосуществования.
Важным был и сделанный советским руководством пересмотр подходов к характеру взаимодействия со своими политическими оппонентами Оно подразумевало прежде всего наличие примерно равных потенциалов, позволявших вести диалог с Западом с позиции силы, способность в жесткой борьбе обеспечивать или даже навязывать реализацию своих политических установок ("баланс сил").действия со своими пол Такая позиция СССР позволяла обеспечить возможности возникновения новой ситуации в глобальных международных отношениях - она выводила региональные конфликты, их мотивы, движущие силы и участников за рамки планетарного биполярного противостояния, позволяла, с одной стороны, решать региональные проблемы конкретно и по отдельности, вне контекста глобальных межсистемных противоречий, а с другой - отделяла сложные международные проблемы глобального характера от многочисленных "помех" в виде продолжавшихся региональных конфликтов.
Наконец, к концу 80-х гг. СССР сделал еще ряд существенных шагов навстречу Западу, заявив о своей готовности к изменению подходов к проблеме реализации прав человека в Советском Союзе и встав на путь существенной демократизации политической жизни страны.
- 1.Внешнеполитическая стратегия ссср в 1975-85 гг. И ее реализация (осн. Шаги и их результаты).
- 2. Создание и деятельность "Группы 7".
- 3. Роль экономического фактора в международных отношениях 1975-1991гг.
- 4.Советско-американские отношения 1975-1980 гг.
- 5. Советско-американские отношения: договор осв-2.
- 8.Советско-американские отношения 1981-1985 гг.
- 7. Советско-американские отношения - новый поворот 1985-1991 гг.
- 8. Советско-американское отношения: договор рсмд
- 9. Советско-американское отношения: договор снв-1.
- 10. Советская концепция "общеевропейского дома": замысел и проблемы ее реализации 1985-1990 гг.
- 11. Проблема "евроракет" в международных отношениях в Европе на рубеже 70-х и 80-х годов: советский и западный подходы.
- 12. Общеевропейский процесс в 1975-1985 гг.: итоги Белградской и Мадридской встреч.
- 13. Общеевропейский процесс в 1975-1986 гг.: "мадридский мандат" и результаты Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе.
- 14. Советская концепция нового политического мышления: базовые концептуальные положения.
- 15. Советская программа по ликвидации яд. Оружия (15 января 1986г)
- 16. Принцип "свободы выбора" и подход ссср к смене политических режимов в государствах Центральной и Восточной Европы 1989-1991 гг.
- 17. Советская концепция общеевропейского дома.
- 18. Объединение Германии: внешнеполитические аспекты и международные последствия.
- 19. Венский "Мандат переговоров по обычным вооруженным силам в Европе". Подписание Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе.
- 20. Разработка концепции "человеческого измерения" сбсе. Итоги трёхступенчатой конференции по человеческому измерению сбсе 1989-1991 гг.
- 21. Специфика двусторонних отношений между ссср и западноевропейскими государствами во второй половине 80-х годов.
- 23. Подсистема международных отношений в атр: формирование подсистемы, ее основные структуры, факторы и тенденции развития в 1975-1991 гг.
- 24.Советско-китайские отношения 1975-1991 гг.
- 26. Япония в международных отношениях в атр. Японо-американские отношения. Политика Японии в юва 1975-1991 гг.
- 25. Кнр в международных отношениях в атр. Китайско-американские и китайско-японские отношения 1975-1991 гг.
- 27. Советско-японские отношения 1975-1991гг.
- 28. Характеристика подсистемы международных отношений в Юго-Восточной Азии: логика развития вторая половина 70-х - 80-х голы.
- 29. Политика срв и юва. Вьетнамо-советские и вьетнамо-китайские отношения 1975-1985гг.
- 30. Проблема Камбоджи в международных отношениях. Поиски дипломатического решения проблемы Камбоджи: рамки переговоров, основные решения, подключение структур оон 1975-1991 гг.
- 31. Международные отношения в Юго-Восточной Азии: деятельность асеан, факторы роста престижа и повышения авторитета этой организации.
- 32. Афганская проблема.
- 33. Исламская революция в Иране. Иран в международных отношениях. Ирано-иранская война.
- 34. Международные отношения в Ближнем Востоке после войны 1973 г. Кэмп-Дэвидские соглашения.
- 35. Ливанский кризис и нарастание сопротивления на палестинских землях.
- 36. Агрессия Ирака против Кувейта и война в Персидском заливе.
- 37. Ситуация на юге Африки после освобождения португальских колоний, ее воздействие на международные отношения.
- 38. Конфликт на Африканском роге.
- 39. Центральноамериканский конфликт: никарагуанская проблема в международных отношениях.
- 40. Фолклендский кризис и его воздействие на межамериканские отношения.
- 1.Внешнеполитическая стратегия ссср в 1975-85 гг. И ее реализация (осн. Шаги и их результаты).