logo search
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

2.3.3. Россия и сша

Российско-американские отношения 2000-2003 гг. характеризуют нестабильность, импульсивность, определенный элемент фрагментарности со взлетамйПи падениями.

Администрация Дж. Буша пришла к власти с совершенно новой концепцией внешнеполитических отношений применительно к ее российскому направлению, ориентированной на серьезные коррективы. Россия вновь стала отождествляться с потенциальной угрозой для США. Свертывались наработанные структуры координации. Сокращались программы помощи. Ставилась задача переформулирования стратегических ориентиров с перспективой вывода России из числа первоочередных приоритетов. Сотрудничество обуславливалось точечным взаимодействием по зонам совпадающих интересов. Во главу угла было поставлено обеспечение глобального американского лидерства.

Решающим средством развития отношений оставался политический диалог с приоритетной ролью контактов на высшем уровне. Первая встреча президента России В.В. Путина и президента США Дж. Буша произошла на саммите в Любляне в июне 2001 г. Стороны подошли к ней с более чем неопределенным характером отношений, с длинным шлейфом накопившихся к тому времени проблем чуть ли не конфронтационного плана. После саммита в Любляне ключевые расхождения сторон остались, но при этом обозначилась обоюдная настроенность на совместный поиск путей их преодоления. Вторая встреча — в рамках саммита стран «восьмерки» в Генуе В июле 2001 г. сохранила расхождения по принципиальным позициям (ПРО, расширение НАТО и т.д.).

Трагические события 11 сентября 2001 г. временно вывели отношения России и США на новый уровень. Общий враг — международный терроризм, сблизил позиции двух стран. На третьей встрече лидеров двух стран в рамках форума АТЭС в Шанхае в октябре 2001 г. появилась идея трансформации отношений России с НАТО. Кульминационной точкой стартового периода российско-американских отношений стал официальный визит 12-15 ноября 2001 г. В.В. Путин в Вашингтон-Кроуфорд. В ходе саммитаДутин и Буш подтвердили готовность крепить де только партнерство, но и дружбу. Впервые официально была yтверждена идея формирования нового мехашгама взаимодействия Россия – НАТО в формате «двадцатки». CША дали согласие содействовать в таких вопросах, как вступление России в ВТО, предоставление России статуса страны с рыночной экономикой, отмена поправки Джексона-Вэника. Америка демонстрировала общность позиций с Россией по сокращениям СНВ (до 1700—2200 ядерных боезарядов в течение 10 лет). Болъшое достижение представлял собой подписанный в мае 2002 г. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), хотя он не затронул многих вопросов, в том числе такой важный вопрос, как порядок учета и сокращения ядерных боеголовок.

Однако «стратегическое партнерство», провозглашенное после 11 сентября 2001 г., не носило глубокого характера. По набору средств достижения стратегических целей Россия и США оказались по-прежнему по разную сторону баррикад. Магистральный интерес США — утверждение своего лидерства и окончательный демонтаж остатков прежней биполярной модели регулирования международных отношений. Россия же заинтересована в полицен-тризме, нейтрализующем международные дисбалансы, и опоре на адаптированные к современным требованиям механизмы прежней международной системы безопасности (ООН, ОБСЕ).

С самого начала во многом декларативным было и единство России и США в борьбе с международным терроризмом. Интересы Москвы и Вашингтона реально совпадали в Афганистане, поскольку режим талибов угрожал безопасности обеих держав. В остальном совпадение интересов было частичным, а расхождения более существенными. США были заинтересованы в российской поддержке их борьбы с «Аль-Каидой», а затем в ликвидации «оси зла». Задача российской дипломатии сводилась основном к тому, чтобы добиться от США и ЕС признания операции в Чечне как части борьбы с междртродным терроризмом.

Кризис партнерства явственно проявился в 2003 г. в ходе иракского кризиса и последовавшей войны. Намерение США провести военную операцию против Ирака, игнорируя позицию ООН, не было поддержано рядом крупнейших стран, в том числе и Россией. 21 марта 2003 г., после начала операции «Шок и трепет», российская сторона официально заявила, что военные действия США против Ирака не имеют правовых оснований. По словам министра иностранных дел И.С. Иванова, «американцы начали военные действия именно в тот момент, когда перспектива разоружения Ирака с помощью инспекторских проверок была вполне реальна». Оккупировав Ирак, США приняли решение отстранить ряд стран, не входящих в антииракскую коалицию, от участия в восстановлении Ирака. Это решение подтверждало намерения США решать все вопросы, касающиеся Ирака, односторонним путем, не считаясь с мнением международного сообщества. Более того, США выступили с инициативой списания долгов с Ирака, что явно противоречило интересам России как одного из главных кредиторов Ирака.

Неудача российской дипломатии — выход США из Договора по ПРОв 2002 г. Этот шаг не был направлен непосредственно против России, но он ломал сложившуюся за предыдущие десятилетия международную систему ограничения гонки вооружений. Получило старт очередное расширение НАТО на восток — приглашение в военный блок бывших республик СССР — Латвии, Литвы и Эсто-ний, против чего Россия выступала категорически. Было осуществлено военно-политическое проникновение США в чувствительные зоны российского «мягкого подбрюшья» — Среднюю Азию (Кыргызстан) и Заккавказье (Грузия). США поддержали в ущерб интересам России проект прокладки каспийских трубопроводов в обход российской территории. Периодически разгорались «торговые войны», как это было с повышением тарифов на импорт стали в США и российскими ограничениями на ввоз американской курятины.

Не лучшим образом сказалась на отношениях Москвы и Вашингтона ситуация вокруг «ЮКОСа». США в большей степени, чем страны Европейского Союза, оказались озабочены делом российской нефтяной кампании, против руководства которой летом 2003 г. было возбуждено уголовное дело. Представители влиятельных кругов США пришли к выводу о том, что арест главы «ЮКОСа» М.Б.Ходорковского окончательно подводит черту под демократическим рыночным экспериментом в России. Ряд конгрессменов и сенаторов США, как республиканцев, так и демократов, выступили с предложением исключить Россию из «большой восьмерки», а сенатор Д. Маккейн предложил отложить в конгрессе рассмотрение вопроса об отмене поправки Джексона-Вэника.