Сезонные.
Частота проведения ярмарки/выставки зависит, главным образом, от вида предлагаемой продукции и условий конкуренции.
193
Так, например, показы моды организуются 2—4 раза в год, тогда как демонстрации инвестиционных товаров, новинок технологии и т. д. может проводиться с интервалами от двух и даже пяти лет.
— По направлению работы:
-
Ярмарки/выставки по осуществлению продаж/заказов.
-
Информационные/ознакомительные.
-
Проводимые в целях развития коммуникации/контактов.
Выставки и ярмарки имеют большое значение как место встреч представителей деловых кругов различных стран для поддержания ими непосредственных связей и установления новых личных контактов. Поскольку на выставках и ярмарках экспонируются прежде всего лучшие образцы товаров, соответствующие требованиям современных мировых стандартов, их посещение инженерно-техническими и научными работниками, конструкторами, изучение экспонируемых новинок способствует дальнейшему развитию технического прогресса и появлению новых товаров в мировой торговле. В этом смысле выставки и ярмарки, являясь центром обмена экономической и научно-технической информации, имеют огромное информационное значение.
Выставочный и ярмарочный бизнес динамичен. В этом смысле Интернет — самый удобный для потенциальных экспонентов и посетителей способ обмена информацией. На сайте выставочной компании можно поместить такую полезную информацию, как план выставок, координаты и имена ответственных лиц за каждую выставку или ярмарку, планы экспозиций; условия участия, списки участников, с которыми ведутся переговоры и с которыми подписаны документы; программы семинаров, конференций, пресс-конференций для каждой выставки.
Международные выставки и ярмарки проводятся во многих государствах, но особо большое распространение они получили в странах Западной Европы и США. На долю пяти стран — Германии, Англии, США, Франции и Италии — приходится примерно 2/3 всех проводимых международных ярмарок и выставок.
Среди наиболее крупных торгово-промышленных ярмарок развитых стран следует назвать международные ярмарки, проводимые в Ганновере и Франкфурте-на-Майне (Германия), Париже,
194
Ницце (Франция), Брюсселе (Бельгия), Гетеборге (Швеция), Падуе, Милане, Триесте (Италия), Утрехте (Нидерланды), Токио (Япония), Ванкувере (Канада), Барселоне (Испания), Веллингтоне (Новая Зеландия).
Среди европейских стран особое место в проведении такого рода мероприятий занимают, в порядке значимости, Германия, франция, Италия, за которыми следует Великобритания. При этом, однако, необходимо отметить и заслуживающую внимания выставочную деятельность в менее крупных странах, таких как, Испания, Бельгия, Голландия и др. Прежде всего, поражают масштабы развития выставочного бизнеса в Западной Европе. Например, ежегодно выставки посещают около 50 млн человек (данные по пяти странам ЕС). Выставки позволяют приводить в движение серьезные капиталы. Благодаря развитию выставочного бизнеса, в Европе создано 519 000 рабочих мест.
Ярмарки и выставки пользуются большой популярностью и в Северной Америке и, в частности, в США. В США и Канаде, согласно данным издания «Trade Show Week Data Book», ежегодно проводится около 4,2 тыс. выставок.
Однако более динамическое развитие ярмарочно-выставоч-ной деятельности по сравнению с Европой и Америкой наблюдается в странах Юго-Восточной Азии. Наиболее крупными международными ярмарками и выставками, проводимыми в развивающихся странах, являются ярмарки и выставки в Дамаске (Сирия), Триполи (Ливия), Аккре (Гана), Мадрасе (Индия), Касабланке (Марокко), Сантьяго (Чили).
Таким образом, на основании имеющихся данных Европа по историческим, геополитическим, экономическим и другим причинам продолжает быть метрополией торговых ярмарок и выставок, что, однако, не снижает значения выставочной деятельности на Северо-Американском континенте и в бурно развивающейся Юго-Восточной Азии.
Регулированием деятельности выставок и ярмарок занимаются как учреждения стран, на территории которых они проводятся, так и международные организации.
К международным организациям, регулирующим деятельность международных выставок и ярмарок, относятся:
1) Международное бюро выставок — создано в 1931 г. для наблюдения за выполнением Парижской конвенции 1928 г.
195
о международных выставках. В задачи Конвенции входит регламентация порядка организации официальных всемирных выставок, классификация выставок, определение прав и обязанностей стран, организующих выставки и участвующих в них, порядок присуждения наград экспонентам товаров. Конвенция определяет сроки организации выставок с учетом их категории. Страна, организующая выставку, должна зарегистрировать ее в Международном бюро выставок не позднее чем за шесть месяцев до рассылки приглашений. Конвенция предусматривает ряд льгот для участников выставки: бесплатное предоставление площади под экспонаты; временно беспошлинный ввоз экспонатов с обязательством их обратного вывоза; беспошлинный ввоз каталогов и других рекламных изданий, строительных материалов для возведения павильонов и стендов, образцов для бесплатной раздачи и дегустации. Если этому не препятствуют законы страны, экспонент имеет право продать свои экспонаты по окончании выставки. Важное значение имеет также запрещение повышения таможенных пошлин страной, в которой проводится выставка, за шесть месяцев до ее открытия и во время функционирования. 2) Союз международных ярмарок создан в 1925 г. в целях организации и поддержания постоянного сотрудничества международных ярмарок, защиты их прав, расширения круга их деятельности и, таким образом, содействия развитию товарообмена между государствами. Союз является частным объединением. Члены Союза делятся на членов-учредителей, действительных и чрезвычайных членов. Членами-учредителями считаются те ярмарки, по инициативе которых основан Союз. В действительные члены Союза принимаются ярмарки, юридически признанные в качестве международных правительством своей страны, созданные авторитетными организациями, существующие минимум пять лет, имеющие собственное ярмарочное оборудование, привлекающие в качестве участников промышленные и торговые фирмы, минуя посредников. Действительными членами могут быть ярмарки, в странах нахождения которых не имеется международных ярмарок, уже являющихся членами Союза. В качестве чрезвычайных членов принима-
196
ются ярмарки, организованные в странах, в которых существует одна или несколько международных ярмарок-членов Союза. Союз международных ярмарок разрабатывает проект мероприятий, способствующих развитию ярмарок, создает арбитражные комиссии для решения споров между своими членами, содействует рекламе международных ярмарок, выпускает ежемесячный журнал. В своей деятельности Союз добился некоторых результатов: распространения на территории международных ярмарок положения о таможенных складах, упрощения таможенных формальностей, выделения участникам ярмарок импортных контин-гентов, патентной охраны выставленных на ярмарках изобретений, установления льготных транспортных тарифов на перевозку ярмарочных грузов, выдачи бесплатных виз посетителям ярмарок и др.
3) Рыночная группа по международным ярмаркам Комиссии по развитию внешней торговли при Европейской Экономической Комиссии ООН создана в 1955 г. В ее состав входят представители 20 стран, а также Союз международных ярмарок и Международная торговая палата. Группа разработала ряд рекомендаций правительствам стран-членов ООН относительно административных льгот, которые предоставляются международным ярмаркам и выставкам образцов. Эти рекомендации определяют порядок выдачи виз участникам выставок и ярмарок (бесплатно, в кратчайшие сроки — не позднее 15 дней), порядок ввоза на выставки и ярмарки рекламного и строительного материалов, необходимых для оформления стендов (беспошлинно), образцов для проб и экспонатов (временно беспошлинно), порядок получения экспонентами иностранной валюты, предоставления им товарных континген-тов и пр.
Местные учреждения:
-
министерства и ведомства;
-
торговые палаты;
-
ассоциации промышленников и торговцев;
-
общественные организации, содействующие развитию международных связей;
-
городские муниципалитеты.
197
Ими создаются постоянные рабочие органы по управлению ярмарками и временные — по управлению выставками, выставочные комитеты или управления, являющиеся юридичес- ] кими лицами. Управления или комитеты через соответствующий аппарат организуют подготовку и проведение выставок и ярмарок. Правовое положение участников выставок и ярмарок и их устроителей определяется утвержденным надлежащим порядком регламентом или правилами участия в выставках и яр- ] марках.
Правительства государств, на территории которых проводятся выставки и ярмарки, оказывают им содействие в создании материальной 6a»i и в установлении различных льгот для экспонентов и их грузов.
Важной формой организационно-технической работы управ- j лений и комитетов международных выставок и ярмарок является проведение мероприятий, способствующих обмену научно-техническим опытом между участниками, и содействие в осу- | ществлении рекламы товаров. Эти мероприятия оказывают се- | рьезное влияние на международную торговлю, привлекая на | выставки и ярмарки специалистов, промышленников, торговцев и увеличивая суммы экспортно-импортных сделок.
В каждой стране сложился свой особый подход к организа- ] ции выставочного бизнеса, но неизменным остается одно: сфера торгово-промышленных выставок в Европе находится под контролем государства. Степень этого контроля наиболее высо- ] ка в Германии, Италии, Франции, Испании. В других странах государственный контроль слабее.
В Германии разрешение на проведение выставки дают власти земель. Земли и города зачастую владеют внушительным пакетом акций выставочных комплексов. Например, власти Дюссельдорфа, являясь владельцами выставочного комплекса, прини- i мают активное участие в его развитии. Все это абсолютно зако- i номерно, потому что город получает большие доходы от прове- | дения крупных выставок.
Франция является второй по значению страной с развитыми традициями проведения торговых ярмарок. В противоположность Германии и Италии, принятая во Франции централизованная система помешала развитию большого количества выставочных комплексов в других городах, кроме Парижа, и гораздо менее
198
значительного в этом плане Лиона. Во Франции ежегодно проходит около 1000 различных выставок, причем только в ста из них принимают участие зарубежные экспоненты. Несмотря на большое количество проводимых во Франции выставок, приток на них иностранных посетителей сравнительно невелик и составляет лишь 7 % от общего числа посетителей. Во Франции разрешение на проведение выставки выдает напрямую Министерство торговли без участия местных властей.
В Италии центральные власти контролируют, прежде всего, три выставочных центра: в Милане, Вероне и Бари. Руководителей выставочных центров назначает государство, но сами организации работают по законам рынка. Местные выставочные центры находятся под контролем местной администрации. Власти дают разрешение на проведение выставки, учитывая тематику и сроки проведения. Считается недопустимой прямая конкуренция между выставочными центрами одной области. Конкуренция между выставками, проводимыми на территории разных областей, возможна.
- Юрген Цеддиес
- Элеонора Марисова
- Введение
- Глава 1 теоретические основы международного предпринимательства
- 1.1 Понятие международной предпринимательской деятельности
- 1.2 История развития международного предпринимательства
- 1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
- Глава 2 организационно-правовые формы международного предпринимательства
- 2.1 Классификация международного предпринимательства
- 1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:
- 2. По характеру собственности:
- 2.2 Правовое положение и ответственность предпринимателей на мировом рынке
- Глава 3 экономико-правовые и межкультурные аспекты международной предпринимательской деятельности з.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран
- 3.2 Системы налогообложения предприятий в различных странах
- 3.3 Трудовые отношения в странах мира
- 3.4 Межкультурные аспекты международного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 предпринимательский риск
- 4.1 Сущность рисков и потерь в международном предпринимательстве
- 4.2 Классификация и система управления предпринимательскими рисками
- 1) По возможности страхования:
- 2) По возможности диверсификации риска:
- 4) По сфере возникновения:
- 6) По степени допустимости:
- 7) По степени обоснованности:
- Политический риск.
- 7) Прочие методы нейтрализации рисков:
- Глава 5 внешнеторговый контракт как база международного предпринимательства
- 5.1 Внешнеторговый контракт и методология его составления
- 5.2 Техника подготовки и заключения внешнеторговых сделок
- 5.3 Содержание условий втк
- 5.4 Исполнение внешнеторгового контракта
- Глава 6 торгово-посреднические операции в международном предпринимательстве
- 6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
- 6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
- Глава 7 встречные операции в международном предпринимательстве
- 7.1 Понятие и особенности международной встречной торговли
- 7.2 Виды международных встречных сделок
- Глава 8 операции по обмену научно-техническими знаниями в международном предпринимательстве
- 8.1 Теоретические основы международного обмена технологиями в предпринимательской деятельности
- 8.2 Операции по обмену лицензиями в международном предпринимательстве
- 8.3 Операции по обмену инженерно-техническими услугами в международном предпринимательстве
- Глава 9 предпринимательство на международных товарных биржах, аукционах, торгах
- 9.1 Международные товарные биржи
- Биржевые рынки сша
- 9.2 Международные аукционы и торги
- 9.3 Международные выставки и ярмарки
- Ежегодные;
- Сезонные.
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 международный франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
- 10.1 Сущность международного франчайзинга
- 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
- 10.3 Обязанности сторон договора франчайзинга
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11 факторинговые операции в международном предпринимательстве
- 11.1 Сущность международного факторинга
- 11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
- 11.3 Договор факторинга
- Глава 12 особенности функционирования совместного предпринимательства
- 12.1 Экономическая сущность совместного предпринимательства
- 12.2 Организационные основы и особенности создания совместных предприятий
- 12.3 Эффективность функционирования совместного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 интеграционные процессы в международном предпринимательстве
- 13.1 Интернационализация предпринимательской деятельности
- 13.2 Экономическая интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур
- 13.3 Особенности интеграционных процессов в региональных системах предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное предпринимательство в условиях торговой либерализации и интеграции
- 14.1 Торговая специализация России на мировом рынке
- 14.2 Вто и Россия: основные вопросы присоединения
- 14.3 Вступление России в вто и развитие отечественного сельского хозяйства
- Сценарий 3. Современная ситуация
- 14.4 Россия и мировые интеграционные процессы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Приложение