logo search
otvety_vse

Трансформация понятия стратегической безопасности

Вопросы безопасности на протяжении всего XX столетия находились в фокусе внимания политиков и общественности. Уже после окончания Первой мировой войны и с началом противостояния двух систем безопасность воспринималась как ситуация порядком выше чем мир, поскольку она предполагала не просто мир, понимаемый как отсутствие войны, а создание условий для дружественных добрососедских отношений, обеспечения стабильности и благосостояния народов. Однако интерпретация безопасности постоянно корректировалась в конкретной политической обстановке. Это следует особо подчеркнуть поскольку в нашем сегодняшнем быстро меняющемся мире условия стабильного благополучного существования государств и народов резко изменились, но в своем поведении мы часто продолжаем мыслить теми же категориями и соответственно действовать как в веке минувшем. Поэтому естественно желание участников международного сообщества иметь вполне определенное представление о том, с какими вызовами безопасности мы сталкиваемся, какой сценарий обеспечения безопасности является наиболее приемлемым и как наилучшим образом осуществить на практике целевые установки нового подхода к безопасности.

Все страны сходятся сегодня на признании обеспечения безопасности в качестве ключевой задачи для обеспечения мира и устойчивого развития.

Стратегическая безопасность представляет собой конвергенцию двух концепций (стратегической стабильности и безопасности во всех аспектах), которыми США и СССР, а затем Россия вплоть до последнего времени руководствовались в международных делах.

Концепция стратегической стабильности родилась во время переговоров по ОСВ в 70-е годы. Суть этой концепции — обеспечение стабильности систем ядерного оружия, регулирование и сокращение этих вооружений.

Эта концепция применялась как к стратегическим наступательным, так и к оборонительным вооружениям, и вписывалась в контекст концепции взаимного гарантированного уничтожения.

Другие компоненты этой концепции включали предотвращение кризисных ситуаций и военные меры доверия, включая обмен информацией об определенных формах военной деятельности, а также создание зон ограниченной военной активности.

На протяжении 70-х и 80-х годов понятие стратегической стабильности применялось сугубо к военной сфере, так как с идеологической точки зрения стратегическая стабильность рассматривалась Советским Союзом как отрицание национально-освободительной и революционной борьбы. И лишь в ноябре 1991 года между СССР и США было достигнуто согласие о распространении понятия “стратегическая стабильность” на все виды глобального взаимодействия, что означало необходимость пилотирования перемен в мире эволюционным, ненасильственным, демократическим путем. Это произошло на заседании специально созданной рабочей группы на высоком уровне по стратегической стабильности. В ней, к слову говоря, участвовал ряд видных представителей нынешней администрации США.

Стратегическая безопасность призвана обеспечить мир, стабильность и благополучие не для избранных, а для всех народов, выдвижение во главу угла безопасности личности не только от насилия, но и от голода, болезней, экологической деградации.

В политико-дипломатическом плане главный акцент - предотвращение конфликтов (превентивная дипломатия), а в случае их возникновения — мирное урегулирование.

Утверждение в новом глобальном демократическом порядке примата международного права на всех уровнях – глобальном, региональном, национальном означает присоединение государств к существующим международным договорам через их подписание и ратификацию и обеспечение соблюдения договоров.

Действенность международного права, в свою очередь, предполагает одинаковое равенство всех перед законом и ответственность не народов и религий, а тех, кто принимает политические решения, соотнесение международного права с общечеловеческими морально-этическими стандартами. Примат международного права включает гуманитарный императив — соблюдение гуманитарного порога при всех действиях и применение гуманитарной интервенции лишь в качестве крайнего средства.

В порядке превентивной дипломатии в дополнение к уже осуществляемым мерам следует рекомендовать создание демилитаризованных зон, кондоминумов и культурных автономий включение в решение спорных вопросов международных правовых органов (по примеру Аландских островов) и успешного решения спорных вопросов между Словакией и Венгрией по поводу пограничных спорных вопросов.

Экономические и технологические процессы глобализации выдвигают на передний план в международном праве 2 блока вопросов:

гражданско-правовое регулирование деятельности глобальных ТНК через создание предпринимательского и финансового права как самостоятельных отраслей международного права.

В новом глобальном порядке центром согласования действий государств и взаимодействия с негосударственными структурами должна выступать ООН, под крышей которой собрались все государства мира. Общая, коллективная, основанная на сотрудничестве безопасность — ее главная цель.