logo search
ГОС_общий

1. Современное состояние и проблемы развития транспортного комплекса России.

В структуре грузооборота первое место принадлежит ж/д, затем трубопроводы. Они осуществляют перевозку массовых грузов: топливо, строительные материалы, лес, зерно, металлы. В пассажирообороте первое место занимает ж/д транспорт из-за громадных расстояний, недостаточного развития автотранспорта и дороговизны авиатранспорта.

Железнодорожный транспорт. Первая ж/д была запущена в 1837 году (царскосельская ж/д). Далее, во второй половине 19 века железнодорожный транспорт в Росси активно развивался в горнодобывающих районах для перевозки грузов и в соответствии с военными интересами страны. С отменой крепостного права ж/д стали развиваться по направлению к с/х районам (Украина, Поволжье, Кавказ). Затем ориентир был на лес, следовательно, дороги пошли на север. Затем ориентация пошла на сырье и дороги строили на Урал, Кавказ, Закавказье, Среднюю Азию. Стояла проблема Дальнего Востока, стали стоить трансиб (начало 20 века). Строили 10 летЭта дорога дала возможность сократить в два раза время прохождения груза, низкие политические риски (так как 90% дороги проложено по РФ), минимальное число перевалок груза.

Протяженность ж/д в РФ - 86 тыс. км. (2 место в мире после США). По протяженности электрифицированных дорог (43 тыс. км.) Россия занимает первое место в мире.

В центральной Росси преобладает радиальное простирание дорог с центром в Москве, на востоке - широтное.

«+» ж/д: большая пропускная способность, регулярность (не зависимость от погоды), низкая себестоимость, достаточно высокая скорость.

« - «: капиталоемкость.

Грузооборот: каменный уголь, нефть и нефтепродукты, руда, лесные грузы, зерно, цемент, продукцию химической промышленности. По объемам ж/д перевозок в РФ первое место занимает Сибирский регион (300 млн.т), Центральный (200).

Влияние ж/д на экологию: выбросы продуктов сгорания, перевозка опасных грузов, большие ресурсные затраты на рельсы и шпалы. Надо переходить на электрифицированные дороги.

Морской транспорт. Протяженность морских границ РФ - 40 тыс. км. Морской транспорт обеспечивает 60% внешнего торгового оборота России, он является самым дешевым. В России основная морская связь осуществляется с Японией и Америкой.

«+» - низкая себестоимость перевозок и небольшие расходы энергии, мобильность, большая грузоподъемность морских судов, неограниченная пропускная способность морских путей, незаменимость для межконтинентального взаимодействия.

«-« - зависимость от погодных и физико-географических условий (замерзание портов), необходимость строительства сложного дорогостоящего портового оборудования, небольшая скорость перевозок, удаленность от ресурсов.

Объемы перевозок - 525 млн.т (2007 год). Из них 192 млн. – сухогрузы

Основные порты: Дальневосточный бассейн - Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Находка, Ванино; Южный бассейн - Новороссийск, Сочи, Туапсе, Ейск, Астрахань; Северо-западный бассейн - СПБ, Приморск, Усть-Луга, Калининград, Мурманск, Архангельск.

Проблемы: старые суда, а следовательно и снижение объемов перевозок снижение кол-ва плаваний под флагом РФ (всего 3% под флагом России), малое использование морского транспорта в торговле с Европой, нехватка торговых комплексов на Черном и балтийском морях.

Сейчас наблюдаются положительные тенденции в развитии морского транспорта в России: создан реестр, интенсивно обновляется флот.

Речной транспорт. Россия богата реками, большая часть из них судоходна. Основная роль в перевозках приходится на:

Для Якутии большое значение имеет река Лена.

Речные перевозки сезонны, большая часть рек страны замерзает. В Сибири 200 - 240 дней в году - ледостав. Дешевый транспорт, но низкая скорость. Используется в основном для перевозки строительных материалов (песок, гравий) и леса. Внутренние судоходные пути РФ более 80 тыс. км. Доля в грузообороте - 4%.

Проблемы:

  1. Спрос на речные суда высок, но имеет место избыток тоннажа, что не стимулирует модернизацию судов.

  2. Первое место в перевозках занимают контейнеровозы, но контейнеров не хватает. В РФ считается, что это затратно и нецелесообразно, так как в один конец он идет полный, а в другой - пустой.

  3. На рынке сложилась сильная конкуренция река - море.

  4. Дефицит флота с малой осадкой.

  5. Устаревшее оборудование на каналах.

Трубопроводный транспорт. К трубопроводному транспорту относятся нефте, газопроводы. Протяженность труб 226 тыс. км. Из них 163 - газопроводы, 63 - нефтепроводы. В общем объеме поставок трубопроводного транспорта доля газа 55%, нефти 40,7%, нефтепродуктов 4,3%. Трубы идут от места добычи к месту переработки, а затем к потребителю.

«+» - низкая себестоимость транспортировки, сохранение качества, низкая материалоемкость, низкое негативное воздействие на окружающую среду.

«-« - узкая специализация.

Крупные нефтепроводы России:

  1. Дружба - идет от Альметьевска через Самару, Брянск, Мозырь. Затем разделяется на две ветви. Одна идет по Белоруссии, Польша, Германия, Латвия, Литва. Другая - Украина, Чехия, Словакия, Венгрия. В систему входит 8900 трубопроводов.

  2. Балтийская трубопроводная система. Она связывает месторождения Тимано-Печорского, Западносибирского, Урало-Поволжского районов с Приморском.

  3. Восточный нефтепровод. Восточная Сибирь - Тихий океан. Должен соединить месторождения Западной и восточной Сибири с портами Приморского края.

  4. Баку - Новороссийск

  5. Грозный - Туапсе.

Газопроводы России:

  1. Северный поток - идет в Германию. Выборг, Финский залив, Балтийское море, Германия. Протяженность 1200 км.

  2. Голубой поток. Идет в Турцию, проложен по дну Черного моря из г. Изобильный, протяженность 1213 км. Договор на поставку газа с Турцией был заключен по принципу «take or pay», то есть Турция должна в любом случае оплатить договорной объем газа, даже если такой объем не был выбран. Это не работает.

  3. Алтай. От Западной Сибири в Китай, соединяется с китайским газопроводом и идет в Шанхай.

  4. Южный поток. Идет в Италию по дну Черного моря. Из Новороссийска в Болгарский порт Варну, затем пойдет две ветви через Балканский полуостров в Италию и Австрию. (проект).

Все магистральные трубопроводы из-за длительного срока эксплуатации изношены, все объекты вводились в действие в 60 - 70х гг. Сейчас производится комплекс мероприятий по модернизации и ремонту различных объектов и оборудования. Государство увеличивает вложения в эту сферу.

Так как трубопроводы проходят по территориям других стран, каждая страна пытается диктовать свои условия, в итоге страдает экономика и обычные граждане.

Воздушный транспорт. Всего 3% населения России пользуются внутренними авиалиниями, причем 30% из них летают из Москвы в СПб и обратно. В стране снижается число аэропортов. Имеется всего 70 международных аэродромов.

Крупнейшие аэропорты: Домодедово (20 млн. чел), Шереметьево, Пулково (СПб), Внуково, Екатеринбург, Новосибирск, Сочи(Адлер).

Самолеты закупаем за рубежом (Боинг). Российские самолеты: Як-40, Ту-154. Но они не могут летать за границу, так как старые, не экологичные.

Проблемы:

Автотранспорт. Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центром в крупных городах и промышленных узлах. Главные трассы идут вдоль ж/д.

Объемы грузоперевозок на автотранспорте составляют 30 млн. т.