logo search
otvety_vse

Расширение Европейского Союза на Восток

Возвращение на Запад стран ЦВЕ начало происходить, таким образом, раньше через их полноправное участие в Североатлантическом альянсе, чем в Европейском Союзе, для которого подготовительный этап расширения на Восток является более основательным, а значит и длительным. Для ЕС это оказалось непростой ситуацией. Будущему расширенному составу Союза необходима прогностическая оценка, требуется конкретизация его места и его роли в формирующейся европейской системе безопасности и обороны, которая должна постепенно охватить все государства ЕС. Одновременно будущие новые члены ЕС становятся преимущественно членами системы безопасности НАТО и входят в его военно-политические структуры.

Поскольку среди претендентов, стремящихся войти в Европейский Союз, преобладают страны Восточной Европы, то этот процесс получил название «расширение ЕС на Восток», он является пятым по счету этапом расширения.

Процесс расширения Европейского Союза, охватывающий страны Центральной и Юго-Восточной Европы, европейские политологи называют наиболее трудным по концепции, размаху и объему, а так же по своим политическим, экономическим, финансовым, административным, правовым и социальным масштабам. Европа осознаёт тот факт, что процесс расширения сопряжен с такими проблемами, как необходимость ликвидации экономического отставания стран, претендующих на членство в ЕС, как решение, например, разногласий между европейскими странами в вопросе конфликта вокруг Кипра и разрешение соперничества между Грецией и Турцией; также с проблемой соблюдения прав человека в странах «новой демократии», перестройкой отношений со старыми партнерами и целым рядом других вопросов.

Западноевропейские государства понимают, что экономическая, политическая и социальная стабильность стран ЦВЕ служит их собственным интересам. Но для безопасности Европы расширение столь же важно, как решение вопросов в сфере отношений НАТО – ЕС и создания европейских вооруженных сил. Немецкий исследователь К. Франкенбергер, говорит о преимуществах расширения на Восток для центральных государств, которое «приведет к тому, что Германия перестанет быть восточным рубежом Союза, оказавшись в самой его сердцевине. Когда этот этап расширения завершится, в новой Европе будут преодолены барьеры, воздвигнутые в ситуации военного и властно-политического противостояния».

Устремленность восточноевропейских государств и прибалтийских республик на Запад обусловлена не только их историческими и духовно-культурными кор­нями, но во многом соображениями безопасности. Для стран ЦВЕ западная солидарность имеет значение в рамках их присоединения к функционирующим западным институтам безопасности.

Внешнеполитический курс стран ЕС на расширение сотрудничества в сфере внешней политики и политики безопасности в начале XXI в. приобрел реальные очертания.

Присоединение стран ЦВЕ к ЕС оказывает глубокое влияние на общеевропейский процесс и на институциональную структуру Сообщества. Расширение на Восток сопряжено с рядом сложностей, преодолевать которые необходимо будет не только странам-кандидатам, но и странам-членам ЕС. Если для первых важное значение приобретают проблемы экономического и социально-политического характера, то для вторых – это реформа европейских институтов, вызванная необходимостью найти политическое и институциональное равновесие между развитыми и развивающимися членами и кандидатами в члены ЕС.

8 из вступивших стран (Чешская республика, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения) и средиземноморские островные государства Мальта и Кипр вступили в союз 1 мая 2004 года. Это было наибольшее расширение по людским и территориальным показателям, хотя и наименьшее по показателям ВВП. Меньшая развитость этих стран привела некоторые страны-члены в беспокойство, в результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для путешествий относительно граждан новых стран-членов. Согласно официальному сайту Европейской комиссии, подписи Болгарии и Румынии во вступительном договоре ознаменовывают окончание пятого расширения ЕС. Следовательно, расширение в 2004 было только частью Пятого расширения. Недавно Эльмар Брук, немецкий член Европарламента и председатель комитета Европарламента по иностранным делам, добавил: "Мы не думаем, что Хорватия - часть будущего расширения. Хорватия - последняя часть продолжающегося расширения по формуле 10+2+1". Болгария и Румыния, которые не были готовы к расширению 2004 года, получили членство 1 января 2007 года. Как и страны, вступившие в 2004 году, они оказались перед лицом некоторых ограничений. Недостаточность прогресса в некоторых областях, таких как судебная власть, привели к дальнейшим ограничениям: в частности, средства из фондов ЕС они будут получать в обычном режиме, пока не добьются прогресса в проблемных областях.