4.1. Международная торговля: сущность, теории
Ценообразование на мировом рынке связано с международной торговлей.
Международная торговля представляет собой сферу международных товарно-денежных отношений, основанных на купле-продаже товаров и услуг между странами.
Международная торговля является важнейшим средством развития специализации, повышения производительности труда, эффективного использования ресурсов, ускорения научно-технического прогресса и обеспечения экономического роста за счет эффекта масштаба.
В основе международной торговли лежат две основные причины:
страны существенно отличаются друг от друга по своей экономической обеспеченности. Природные, человеческие, инвестиционные ресурсы крайне не равномерно распределяются между ними;
эффективное производство товаров требует решения проблемы использования различных технологий или комбинаций ресурсов: рациональное ведение хозяйства, потребление определенного количества ограниченного ресурса для получения наибольшего совокупного объема производства, чтобы любой конкретный товар производился в стране, которая располагает сравнительными преимуществами.
В экономической литературе имеется множество различных теорий оценки эффективности мировой торговли: меркантилистическая; абсолютных преимуществ; сравнительных преимуществ; взаимного спроса; соотношения факторов производства.
Меркантилистическая теориявозникла на этапе разложения феодального строя и становления капитализма. Она связана с товарным характером производства, с куплей и продажей. Представители школы Т. Ман, Ш. Давенант, В. Петти придерживались статистических взглядов на мир, который с их точки зрения располагал лишь ограниченными богатствами, поэтому одна страна могла обогатиться лишь за счет другой страны, а, значит, основой богатства могла быть только торговля. Заслуга меркантилистов состоит в том, что они впервые подчеркнули значимость международной торговли, обратили внимание на необходимость государственного вмешательства, описали торговое сальдо, показали прямую взаимосвязь внешней торговли с внутриэкономическим развитиемстраны.
«Лэссэ-фэр» – школа, которая последовательно преследовала политику государственного невмешательства в экономику и свободы конкуренции. Ее родоначальником был известный экономист А. Смит, который видел в международной торговле не приобретение золота, а развитие производства за счет разделения труда и его кооперации.
Теория абсолютных преимуществ базируется на издержках производства экспортных товаров. Ее сущность состоит в следующем: страны на мировой рынок экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками, а импортируют те товары, которые производят с большими издержками. Этим объясняется и тот факт, что мировые цены на отдельные товары, как правило, ниже национальных.
Теория сравнительных преимуществоснована на теории абсолютных преимуществ. Однако ее отличие от первой состоит в том, что международная торговля выгодна каждой из стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. В основе данной теории лежитальтернативнаяцена(рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое на производство другого товара).
Теория взаимного спросазаключается в том, что цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт. Конечное соотношение цен при мировой торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран.
Теория соотношения факторов производства – одна из неоклассических теорий, представители которой объясняют необходимость международной торговли разным уровнем обеспеченности стран факторами производства, от чего возникают существенные различия в относительных ценах.
Таким образом, перечисленные теории с различных точек зрения обосновывают необходимость и эффективность мировой торговли, как важнейшего фактора экономического прогресса, ускорения темпов экономического роста мирового хозяйства и процессов интернационализации экономики.
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках