logo search
otvety_po_imo

26. Япония в международных отношениях в атр. Японо-американские отношения. Политика Японии в юва 1975-1991 гг.

Важным фактором международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе являлась международная политика Японии.

К началу 70-х гг. Япония вышла на второе место в капиталистическом мире по размеру своего валового национального продукта и по темпам его прироста продолжала существенно опережать другие развитые государства.

Однако, как и Германия в Европе, Япония продолжала ощущать политические последствия своего поражения во второй мировой войне: часть ее территории - Окинава - все еще находилась под контролем иностранного государства, по-прежнему оставались неразрешенными вопросы мирного урегулирования с ее двумя крупнейшими соседями в регионе - КНР и СССР, сохранялись проблемы в отношениях с государствами Корейского полуострова.

Следует отметить, что японская политическая элита не особенно стремилась к чрезмерному усилению самостоятельности своего внешнеполитического курса. Ее базовые внешнеполитические установки неизменно отличала высокая степень совпадения с американскими. Кроме того, используя запреты конституции страны на применение военной силы как инструмента внешней политики, правительство с готовностью принимало обязательства США по защите Японии в случае агрессии извне.

Со своей стороны американское руководство всячески стремилось к повышению роли Японии и увеличению ее вклада в деятельность американских структур безопасности в Восточной Азии и бассейне Тихого океана.

Важное место в политическом взаимодействии двух государств занимали проблемы координации программ помощи для укрепления политически важных для США и Японии режимов в странах "третьего мира". Здесь Вашингтон в полном объеме использовал возросший экономический потенциал Токио для решения своих внешнеполитических задач

Кроме того, Соединенные Штаты добивались от Японии увеличения военных расходов и повышения уровня ее участия в американских оборонных структурах в регионе. С конца 70-х гг. Япония по настоянию США оплачивает часть расходов по пребыванию на ее территории американских войск.

Важнейшее место в своей политике в Азиатском регионе Япония отводит странам Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, которые она рассматривает как естественную зону своего политического, экономического и культурного влияния, а также как зону своей непосредственной безопасности.

В 60 - 80-х гг. сюда направлялись основные (после Северной Америки) товарные потоки японского экспорта и японских зарубежных инвестиций, что вывело Японию на позиции ведущего экономического партнера государств этого района мира.

В то же время правительство Японии стремилось к упрочению здесь не только экономических, но и политических позиций, справедливо полагая, что в долгосрочном плане необходимо преодолеть синдром опасений и недоверия в отношении Японии, укоренившийся в регионе в результате политики, проводимой Японией в первой половине XX столетия.

Поворотным пунктом в отношениях Японии к государствам АСЕАН стал визит японского премьер-министра Т. Фукуды в страны Ассоциации и провозглашенная им в августе 1977 г. в Маниле доктрина Фукуды, заверявшая государства Восточной Азии, что Япония не стремится стать военной державой и будет добиваться укрепления доверия в регионе, что она готова к сотрудничеству с государствами АСЕАН на основе равноправного партнерства и установлению отношений с социалистическими государствами Индокитая на основе взаимопонимания.

Пристальное внимание уделялось Токио и развитию отношений с Южной Кореей. После установления отношений между двумя странами в июне 1965 г. начинается активный рост торгово-экономических связей, Япония начинает увязывать проблемы собственной безопасности с безопасностью на Корейском полуострове. Развиваются военные связи между двумя государствами, включая официальные контакты между их военными ведомствами, проводятся (при участии США) совместные военные учения на случай "чрезвычайных обстоятельств". В 1983-1984 гг. впервые после окончания второй мировой войны лидеры двух стран обменялись официальными визитами.

Отношения между двумя государствами, несмотря на ряд противоречий, связанных с хроническим дефицитом баланса Южной Кореи в торговле с Японией, территориальным спором относительно принадлежности острова Такэсима (Чэчжудо), стали к концу 80-х гг. выходить на уровень "дружбы и партнерства", что получало также активную поддержку со стороны Вашингтона.

Во второй половине 80-х гг. Япония попыталась активизировать свою политику на Корейском полуострове, выступив с рядом инициатив также и по нормализации отношений с КНДР и в 1990 г. начала прямые переговоры с представителями Пхеньяна. Одновременно Токио выступил с идеей проведения шестисторонней встречи заинтересованных государств (США, Японии, СССР, КНР, Южной Кореи и КНДР) по нормализации обстановки на полуострове. Однако в тот момент эта инициатива не получила поддержки и не была реализована.