Политический риск.
Предпринимательские риски могут возникнуть вследствие внутренних для фирмы решений или вследствие воздействия внешней предпринимательской среды.
Основные причины, приводящие к появлению предпринимательских рисков:
-
общий экономический кризис;
-
рост криминализации общества;
-
высокие темпы инфляции;
-
политическая нестабильность;
-
нечеткость законодательной системы;
-
высокий уровень налогообложения;
-
недобросовестная конкуренция.
Поскольку прииск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния внешней среды и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, уровень общего риска следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов, одни из которых являются внешними, а другие — внутренними.
Внешние факторы:
1) факторы прямого воздействия:
— законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность;
77
-
действия государственных и межгосударственных органов;
-
система налогообложения;
-
взаимоотношения с партнерами;
-
конкуренция на мировом рынке. 2) факторы косвенного воздействия:
-
политические и внешнеполитические условия;
-
экономическая обстановка в стране и в мире;
-
экономическое положение отрасли;
-
международные политические события;
-
стихийные бедствия.
Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности, связанные с риском. На основе этого фирма самостоятельно выявляет риски, которым она может быть подвержена; решает, какой уровень риска для нее приемлем; ищет способы, как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления рисками — особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы.
Деятельность предпринимателя в области управления рисками способствует решению основной предпринимательской задачи — в зависимости от ситуации выбрать из альтернативных проектов оптимальный, учитывая при этом, что, чем более прибылен проект, тем выше степень риска для фирмы.
Деятельность предпринимателя по управлению рисками называется политикой риска.
Политика риска — совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения в момент самого его принятия и сократить возможные негативные последствия этих предпринимательских решений.
Процесс управления рисками включает:
-
выяснение риска;
-
оценку риска;
-
выбор методов управления риском;
-
применение выбранного метода;
-
оценку результатов. 78
источников. При этом существенную роль играет доступность кредитных ресурсов, которая зависит от перспективы будущей прибыльности фирмы. Другим ограничением использования кредитных ресурсов может быть их цена.
3) Передача риска партнерам. Партнерам передается та часть риска, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий. Основные направления передачи:
-
передача путем заключения договора факторинга. Предметом передачи является кредитный риск, который передается банку или факторинговой компании, что позволяет нейтрализовать негативные финансовые последствия;
-
передача путем заключения договора поручительства;
-
передача путем заключения биржевых сделок.
-
Страхование риска. Это также передача риска. Стороной, принимающей риск, выступает страховая компания. При страховании необходимо учитывать степень вероятности возникновения риска, невозможность самостоятельного возмещения потерь и стоимость страхования.
-
Объединение риска. Предполагается распределение риска путем объединения в разной степени с другими участниками, заинтересованными в общем успехе сделки. В качестве партнеров могут привлекаться другие предприятия и физические лица. Для этого создаются АО, финансово-промышленные группы, консорциумы, концерны.
-
Диверсификация риска. Основные формы:
-
диверсификация предпринимательской деятельности — использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с другом;
-
диверсификация портфеля ценных бумаг — позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровня доходности всего инвестиционного портфеля;
-
диверсификация кредитного портфеля — направлена на снижение кредитного риска фирмы;
-
диверсификация поставщиков сырья, материалов, комплектующих — в случае сбоя поставок не придется искать
80
альтернативных поставщиков, можно будет увеличить объемы закупок у других поставщиков по налаженным каналам;
-
диверсификация покупателей;
-
диверсификация валютной корзины — выбор нескольких различных видов валют при осуществлении внешнеторговых операций.
- Юрген Цеддиес
- Элеонора Марисова
- Введение
- Глава 1 теоретические основы международного предпринимательства
- 1.1 Понятие международной предпринимательской деятельности
- 1.2 История развития международного предпринимательства
- 1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
- Глава 2 организационно-правовые формы международного предпринимательства
- 2.1 Классификация международного предпринимательства
- 1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:
- 2. По характеру собственности:
- 2.2 Правовое положение и ответственность предпринимателей на мировом рынке
- Глава 3 экономико-правовые и межкультурные аспекты международной предпринимательской деятельности з.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран
- 3.2 Системы налогообложения предприятий в различных странах
- 3.3 Трудовые отношения в странах мира
- 3.4 Межкультурные аспекты международного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 предпринимательский риск
- 4.1 Сущность рисков и потерь в международном предпринимательстве
- 4.2 Классификация и система управления предпринимательскими рисками
- 1) По возможности страхования:
- 2) По возможности диверсификации риска:
- 4) По сфере возникновения:
- 6) По степени допустимости:
- 7) По степени обоснованности:
- Политический риск.
- 7) Прочие методы нейтрализации рисков:
- Глава 5 внешнеторговый контракт как база международного предпринимательства
- 5.1 Внешнеторговый контракт и методология его составления
- 5.2 Техника подготовки и заключения внешнеторговых сделок
- 5.3 Содержание условий втк
- 5.4 Исполнение внешнеторгового контракта
- Глава 6 торгово-посреднические операции в международном предпринимательстве
- 6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
- 6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
- Глава 7 встречные операции в международном предпринимательстве
- 7.1 Понятие и особенности международной встречной торговли
- 7.2 Виды международных встречных сделок
- Глава 8 операции по обмену научно-техническими знаниями в международном предпринимательстве
- 8.1 Теоретические основы международного обмена технологиями в предпринимательской деятельности
- 8.2 Операции по обмену лицензиями в международном предпринимательстве
- 8.3 Операции по обмену инженерно-техническими услугами в международном предпринимательстве
- Глава 9 предпринимательство на международных товарных биржах, аукционах, торгах
- 9.1 Международные товарные биржи
- Биржевые рынки сша
- 9.2 Международные аукционы и торги
- 9.3 Международные выставки и ярмарки
- Ежегодные;
- Сезонные.
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 международный франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
- 10.1 Сущность международного франчайзинга
- 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
- 10.3 Обязанности сторон договора франчайзинга
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11 факторинговые операции в международном предпринимательстве
- 11.1 Сущность международного факторинга
- 11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
- 11.3 Договор факторинга
- Глава 12 особенности функционирования совместного предпринимательства
- 12.1 Экономическая сущность совместного предпринимательства
- 12.2 Организационные основы и особенности создания совместных предприятий
- 12.3 Эффективность функционирования совместного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 интеграционные процессы в международном предпринимательстве
- 13.1 Интернационализация предпринимательской деятельности
- 13.2 Экономическая интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур
- 13.3 Особенности интеграционных процессов в региональных системах предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное предпринимательство в условиях торговой либерализации и интеграции
- 14.1 Торговая специализация России на мировом рынке
- 14.2 Вто и Россия: основные вопросы присоединения
- 14.3 Вступление России в вто и развитие отечественного сельского хозяйства
- Сценарий 3. Современная ситуация
- 14.4 Россия и мировые интеграционные процессы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Приложение