logo search
otvety_po_imo

25. Кнр в международных отношениях в атр. Китайско-американские и китайско-японские отношения 1975-1991 гг.

Специфика международной обстановки середины 70-х гг. объективно способствовала взаимному поиску подходов друг к другу как со стороны руководства КНР, так и со стороны администрации США. После исторического визита Р. Никсона в КНР в феврале 1972 г. и договоренности в феврале 1973 г. о взаимном открытии в Вашингтоне и Пекине миссий связи, которые были наделены дипломатическим статусом, стороны заметно продвинулись в различных сферах сотрудничества и взаимодействия.

Правительство Дж. Картера, искавшее возможности усиления своих позиций в противоборстве с СССР на международной арене, внимательно изучало возможности укрепления своих связей с Китаем. Однако на пути полной нормализации отношений между двумя странами стояло существенное препятствие - проблема Тайваня, с которым США связывали многолетние тесные отношения, а также бессрочный договор 1954 г. о взаимном обеспечении безопасности.

США пытались добиться от своих партнеров в Пекине обязательств неприменения силы против Тайваня после разрыва своих связей с островной республикой и установления отношений с КНР. Китайская же позиция состояла в том, что Китай сам будет определять, каким способом он будет восстанавливать единство страны; правда, китайские лидеры говорили, что проблема объединения страны - дело достаточно отдаленного будущего и что необязательно будут применяться силовые методы решения этого вопроса.

В январе 1979 г. Дэн Сяопин посетил с официальным визитом США. В итоге визита обе стороны формально подтвердили установление полномасштабных дипломатических отношений, договорились о развитии экономического сотрудничества. Между Китаем и США были подписаны соглашения о научно-техническом и культурном сотрудничестве, о сотрудничестве в области сельского хозяйства, образования и в освоении космоса, а также соглашение об установлении консульских отношений и открытии генеральных консульств.

В результате визитов в США высоких китайских руководителей в течение 1979 г. между двумя странами было подписано на правительственном уровне 15 соглашений, касающихся различных сфер двусторонних отношений, включая чрезвычайно важное общее торговое соглашение о предоставлении Китаю режима наибольшего благоприятствования в торговле с Америкой. Правительство США приняло решение предоставить КНР кредит Экспортно-импортного банка на сумму 2 млрд. долл. сроком на пять лет и провести переговоры о выделении дополнительных кредитов в случае соответствующих заявок с китайской стороны. Внушительные результаты были достигнуты в сфере военно-технического сотрудничества.

По договоренности между двумя странами на территории провинции Синьцзян были размещены американские центры электронной разведки для наблюдения за ядерными и ракетными полигонами СССР. По инициативе США на сессии Совета НАТО в декабре 1978 г. было принято решение, допускающее продажу оружия Китаю без каких-либо особых ограничений

Мощное "китайское лобби" провело в марте 1979 г. через обе палаты конгресса США "Закон об отношениях с Тайванем", который прямо заявлял, что любая попытка разрешения тайваньского вопроса немирным путем будет считаться "предметом самой серьезной озабоченности" для США, а также требовал, чтобы Соединенные Штаты "продолжали путем поставок оборонительных вооружений оказывать помощь народу Тайваня в поддержании достаточного уровня самообороны". Несмотря на резкие возражения китайской стороны, закон вступил в силу и продолжает действовать по сей день.

В целом же вплоть до 1989 г. китайско-американские отношения характеризовались устойчивым и стабильным развитием на политическом и экономическом уровнях. Ежегодно Пекин и Вашингтон обменивались визитами своих руководящих деятелей. Лидеры обоих государств регулярно принимали различные делегации соответственно из США и КНР. Устойчивые и активные связи сложились по линии законодательных органов, общественных организаций. Развивались торгово-экономические связи. Китай даже пытался заручиться поддержкой Вашингтона в деле углубления своего диалога и взаимопонимания с Тайванем.

Атмосфера в отношениях между США и КНР кардинально изменилась после подавления 4 июня 1989 г. китайскими властями выступлений студентов на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Уже 5 июня президент США Дж. Буш объявил о приостановке всех правительственных контрактов и поставок вооружений в КНР. Позже он прекратил все межправительственные обмены на высоком уровне (4), а также предложил членам "большой семерки" и международным финансовым организациям приостановить официальную помощь Китаю, поставки ему оружия и продлить пребывание на своей территории китайских студентов, желающих этого.

США и Япония заморозили ряд соглашений о предоставлении кредитов КНР. Хотя к концу 1990 г.

Китайско-японские отношения

В развитии китайско-японских отношений Пекин сделал ставку на заинтересованность японской правящей элиты и деловых кругов Японии в эксплуатации нефтяных и других топливных и сырьевых месторождений Китая, а также во вложении инвестиций в начинающую выходить из кризиса экономику КНР.

Китай одобрял стремление Японии повышать оборонную мощь страны, активно подбрасывал японскому руководству тезис об "угрозе с Севера", поддерживал традиционные японские требования о "возвращении северных территорий". Кроме того, большой поддержкой КНР пользовалось укрепление японо-американских отношений стратегического партнерства, а также рассматривалась возможность развития трехсторонних отношений в рамках стратегического треугольника: КНР-Япония-США. В политической риторике китайских лидеров в отношении Японии присутствовали антисоветские заявления, наблюдалось стремление включить Японию в "единый фронт борьбы с гегемонизмом" СССР.

Это стремление весьма активно проявило себя в ходе растянувшихся на довольно длительный период китайско-японских переговоров о подготовке "Договора о мире и дружбе", заключение которого было предусмотрено совместным заявлением 1972 г. Японская сторона довольно сдержанно относилась к попыткам КНР втянуть ее в орбиту откровенно антисоветского внешнеполитического курса Китая.

Все же, несмотря на нежелание японской стороны принимать на себя какие-либо обязательства, которые могли бы политически связать ее с антисоветской позицией КНР, Договор о мире и дружбе между Китаем и Японией был подписан в августе 1978 г. По настоянию китайской стороны в него было включено положение о том, что обе стороны будут "противодействовать гегемонизму" "в районе Азии и Тихого океана или в любом другом районе".

Договор был заключен сроком на 10 лет с последующей пролонгацией. При подписании договора наиболее сложные проблемы взаимоотношений между Китаем и Японией по Тайваню и островам Сэнкаку были оставлены в стороне.

Заключение Договора о мире и дружбе создало атмосферу бума в китайско-японских отношениях. Стороны подписали огромное количество экономических соглашений. Япония стала крупнейшим партнером КНР, на ее долю приходилось более четверти всего внешнеторгового оборота Китая. Объем торговли двух стран увеличился с 3,5 млрд. долл. в 1977 г. до 19,6 млрд. долл. в 1989 г., ее оборот превышал объем торговли КНР с США, ФРГ, Францией, Великобританией и Италией вместе взятыми и составлял почти половину всего внешнеторгового оборота КНР. На Японию приходилась большая часть предоставленных КНР кредитов. Эти средства предназначались для осуществления модернизации различных отраслей промышленности, совершенствования инфраструктуры КНР. Китай продолжал возлагать большие надежды на развитие торгово-экономического сотрудничества с Японией, так как от связей с ней во многом зависели реализация реформ, претворение в жизнь программы "четырех модернизаций".

Определенное развитие получили и военные контакты между двумя странами. Происходил обмен военными делегациями включая уровень министров обороны и начальников генеральных штабов.

Вместе с тем, учитывая большую заинтересованность Японии в развитии и укреплении отношений с КНР, китайское руководство неоднократно (особенно в 80-е гг.) практиковало политику жесткого политического прессинга в отношении своего партнера.