28. Характеристика подсистемы международных отношений в Юго-Восточной Азии: логика развития вторая половина 70-х - 80-х голы.
Уход американских войск из Вьетнама и Камбоджи не означал, однако, что народы этих государств могли спокойно приступить к строительству новой, мирной жизни. Во всех трех государствах Индокитая - Южном Вьетнаме, Камбодже и Лаосе - по-прежнему сохранялись антинациональные режимы и продолжалась борьба против них, зачастую принимавшая вооруженный характер. Лишь весной 1975 г. в результате успешных действий освободительных сил сначала в Камбодже, а затем и в Южном Вьетнаме пали проамериканские режимы.
Таким образом, появлялась возможность создания однородной в социально-политическом отношении группы государств в Юго-Восточной Азии.
В июле 1977 г. был подписан вьетнамо-лаосский Договор о дружбе и сотрудничестве сроком на 25 лет, предусматривавший оказание помощи ЛНДР со стороны СРВ в экономической и военной областях. Договор предусматривал также направление в Лаос вьетнамских военных советников и поставки военной техники и вооружения для лаосской армии.
Нельзя при этом не отметить, что образование единого Вьетнама существенно меняло соотношение сил в регионе. На политической арене возникло 60-миллионное государство, обладавшее мощными вооруженными силами, выстоявшими и победившими в длительной войне с могучим и прекрасно вооруженным противником.
Камбоджа стала в эти годы источником серьезных проблем для соседствовавших с ней государств региона Таиландом и Вьетнамом. С обоими этими государствами у Камбоджи существовали неурегулированные территориальные проблемы, вызывавшие напряженность в отношениях еще в 60-х гг.
Еще более напряженно складывались отношения ДРК с Вьетнамом. Хотя в июне 1975 г. свой первый визит после прихода к власти Пол Пот совершил именно в Ханой, однако позиция, занятая им там, явно не свидетельствовала о стремлении к добрососедскому сотрудничеству, не говоря уже о более тесных отношениях. Он не только отказался подписывать предложенный ему договор о дружбе между двумя странами, но даже не согласился на проведение переговоров по урегулированию пограничных проблем.
Летом того же года правительство СРВ предложило Пномпеню провести встречу на высоком уровне для урегулирования спорных вопросов, однако правительство ДРК отклонило вьетнамское предложение, заявив, что до проведения такой встречи необходимо добиться нормализации обстановки на границе.
Очевидно, что в этой ситуации "красным кхмерам" требовалась значительная военная поддержка извне. Эту поддержку и помощь они нашли в Пекине, с которым уже в августе 1975 г. было подписано соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве.
Китай поставлял тяжелое вооружение, включая противотанковые установки и дальнобойную артиллерию.
В декабре 1977 г. правительство ДРК заявило о разрыве дипломатических отношений с Вьетнамом, что в тех условиях фактически было равносильно объявлению Вьетнаму войны. Оно категорически отказалось от неоднократно предлагавшихся правительством СРВ на протяжении 1978 г. переговоров по устранению причин возникшей напряженности, требуя от Вьетнама прекратить до конца 1978 г. "агрессивные действия против Демократической Кампучии и отказаться от стратегии, направленной на подчинение Камбоджи Вьетнаму в рамках Индокитайской федерации". Между ДРК и СРВ разгоралась полномасштабная пограничная война.
К тому времени внешнеполитическая ситуация для СРВ существенно осложнилась в связи с опасностью противостояния не только с ДРК на юго-западе, но и с КНР, поддерживавшей режим "красных кхмеров", на севере. Кроме того, вьетнамо-китайские противоречия приобретали для Вьетнама также внутриполитический и экономический аспект.
Острой проблемой вьетнамо-китайских отношений стала ситуация с лицами китайской национальности ("хуацяо"), проживавшими в СРВ.
В ходе социалистических преобразований на Юге страны (с которыми, как теперь признают даже сами вьетнамские исследователи, вьетнамское руководство несколько поторопилось) интересы этой категории лиц были затронуты весьма существенно. Начался массовый исход китайцев из Вьетнама.
В этих условиях руководство СРВ обратилось за поддержкой к СССР. 3 ноября 1978 г. в Москве был подписан советско-вьетнамский Договор о дружбе и сотрудничестве. Стороны договорились объединять свои усилия для укрепления и расширения сотрудничества во всех сферах; в случае, если бы одна из них явилась объектом нападения или угрозы нападения, стороны обязывались немедленно приступить к взаимным консультациям "в целях устранения такой угрозы и принятия соответствующих эффективных мер для обеспечения мира и безопасности их стран". Таким образом, к концу 1978 г. окончательно определилась конфигурация взаимоотношений в регионе Восточного Индокитая и характер взаимоотношений государств региона с их основными внешними партнерами.
- 1.Внешнеполитическая стратегия ссср в 1975-85 гг. И ее реализация (осн. Шаги и их результаты).
- 2. Создание и деятельность "Группы 7".
- 3. Роль экономического фактора в международных отношениях 1975-1991гг.
- 4.Советско-американские отношения 1975-1980 гг.
- 5. Советско-американские отношения: договор осв-2.
- 8.Советско-американские отношения 1981-1985 гг.
- 7. Советско-американские отношения - новый поворот 1985-1991 гг.
- 8. Советско-американское отношения: договор рсмд
- 9. Советско-американское отношения: договор снв-1.
- 10. Советская концепция "общеевропейского дома": замысел и проблемы ее реализации 1985-1990 гг.
- 11. Проблема "евроракет" в международных отношениях в Европе на рубеже 70-х и 80-х годов: советский и западный подходы.
- 12. Общеевропейский процесс в 1975-1985 гг.: итоги Белградской и Мадридской встреч.
- 13. Общеевропейский процесс в 1975-1986 гг.: "мадридский мандат" и результаты Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе.
- 14. Советская концепция нового политического мышления: базовые концептуальные положения.
- 15. Советская программа по ликвидации яд. Оружия (15 января 1986г)
- 16. Принцип "свободы выбора" и подход ссср к смене политических режимов в государствах Центральной и Восточной Европы 1989-1991 гг.
- 17. Советская концепция общеевропейского дома.
- 18. Объединение Германии: внешнеполитические аспекты и международные последствия.
- 19. Венский "Мандат переговоров по обычным вооруженным силам в Европе". Подписание Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе.
- 20. Разработка концепции "человеческого измерения" сбсе. Итоги трёхступенчатой конференции по человеческому измерению сбсе 1989-1991 гг.
- 21. Специфика двусторонних отношений между ссср и западноевропейскими государствами во второй половине 80-х годов.
- 23. Подсистема международных отношений в атр: формирование подсистемы, ее основные структуры, факторы и тенденции развития в 1975-1991 гг.
- 24.Советско-китайские отношения 1975-1991 гг.
- 26. Япония в международных отношениях в атр. Японо-американские отношения. Политика Японии в юва 1975-1991 гг.
- 25. Кнр в международных отношениях в атр. Китайско-американские и китайско-японские отношения 1975-1991 гг.
- 27. Советско-японские отношения 1975-1991гг.
- 28. Характеристика подсистемы международных отношений в Юго-Восточной Азии: логика развития вторая половина 70-х - 80-х голы.
- 29. Политика срв и юва. Вьетнамо-советские и вьетнамо-китайские отношения 1975-1985гг.
- 30. Проблема Камбоджи в международных отношениях. Поиски дипломатического решения проблемы Камбоджи: рамки переговоров, основные решения, подключение структур оон 1975-1991 гг.
- 31. Международные отношения в Юго-Восточной Азии: деятельность асеан, факторы роста престижа и повышения авторитета этой организации.
- 32. Афганская проблема.
- 33. Исламская революция в Иране. Иран в международных отношениях. Ирано-иранская война.
- 34. Международные отношения в Ближнем Востоке после войны 1973 г. Кэмп-Дэвидские соглашения.
- 35. Ливанский кризис и нарастание сопротивления на палестинских землях.
- 36. Агрессия Ирака против Кувейта и война в Персидском заливе.
- 37. Ситуация на юге Африки после освобождения португальских колоний, ее воздействие на международные отношения.
- 38. Конфликт на Африканском роге.
- 39. Центральноамериканский конфликт: никарагуанская проблема в международных отношениях.
- 40. Фолклендский кризис и его воздействие на межамериканские отношения.
- 1.Внешнеполитическая стратегия ссср в 1975-85 гг. И ее реализация (осн. Шаги и их результаты).