Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
Экономическая интеграция получила наибольшее распространение в Европе и в 90-е гг. в Северной Америке. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) интеграционные процессы на региональном и субрегиональном уровнях стали реально проявляться лишь на рубеже 1980-90-х гг., чему немало способствовал ряд интегрирующих факторов. Среди них - необходимость консолидации своих рядов перед угрозой протекционизма со стороны ЕС и НАФТА и опасностью остаться в стороне от происходящего в различных регионах мира процесса экономической интеграции; стремление коллективно противостоять потенциальным финансовым потрясениям: рост торговой и инвестиционной взаимозависимости и взаимодополняемости стран региона, прежде всего между наиболее развитыми экономиками.
АТР включает развитые (как наиболее развитые, так и новые индустриальные экономики, согласно методологии МВФ) и развивающиеся страны и территории, расположенные по разные стороны Тихоокеанского бассейна - на западе, на юге, а также на востоке. В противовес данному широкому толкованию понятия АТР есть и узкое понятие, согласно которому в регион включаются только страны и территории, расположенные на западе и на юге. В данной работе понятие Азиатско-Тихоокеанского региона трактуется (за некоторым исключением - имеются в виду страны-участницы Форума Тихоокеанских островов) с учетом членства тех или иных государств и территорий в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (это - 21 страна и территория Восточной Азии, Океании, Северной Америки, Тихоокеанской Латинской Америки, а также Российская Федерация).
В Азиатско-Тихоокеанском бассейне переплетаются национальные интересы многих стран - США, Японии, Китая и, конечно, России, являющейся тихоокеанской державой. Геополитическая и геоэкономическая важность АТР определяется его потенциалом - на страны-члены АТЭС приходится 60% мирового ВВП, 40% населения и почти 50% мировой торговли.
В конце ХХ в. АТР стал третьим по значимости центром мировой экономической интеграции. Ряд исследователей (в частности, американские эксперты) считают: несмотря на то, что АТР уступает в этом отношении Европе и Северной Америке, на рубеже ХХ и ХХI вв. этот регион оказался наиболее динамично интегрирующимся районом, и постепенно центр тяжести мировой экономики и политики перемещается на Восток, в частности, в АТР.
АТР традиционно считается третьим по значимости центром международной экономической интеграции, который отличается быстрыми темпами интеграционных тенденций в 1990-е гг. Переплетение различных интегрирующих и дезинтегрирующих факторов определило ряд специфичных черт азиатско-тихоокеанской интеграции. Одна из них - явное преобладание микроэкономической интеграции над макроэкономическими тенденциями, что мало характерно для прочих регионов мира. Микроэкономическая интеграция развивается как на региональном уровне (хотя происходит процесс формирования общерегиональной зоны свободной торговли и инвестиций), а также на субрегиональном уровне (в Северо-Восточной Азии и в рамках зон экономического роста).
В АТР (если применять широкое понятие региона) функционируют 44 субрегиональных группировки (в том числе 28 между отдельными странами-членами Форума АТЭС), а также ведутся переговоры о формировании порядка трех десятков новых блоков. Главным образом, это - двусторонние зоны свободной торговли, а самые известные - НАФТА в Северной Америке (которая осталась вне основного внимания автора в силу широты избранной темы), АСЕАН в Юго-Восточной Азии, Зона свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией (СЕР) и Форум Тихоокеанских островов на юге Тихоокеанского бассейна.
Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из ведущих центров международной экономической интеграции, но уступает Европе и Америке по институциональному оформлению и глубине интеграционного взаимодействия. Специфика АТР связана с экономической, политической и социально-культурной дифференциацией между странами, динамичностью экономического развития, превращением региона в решающий центр мирового экономического развития (в 90-е гг. до 70% мирового экономического роста приходилось на страны АТР). Экономическая и политическая дифференциация влияет на особенности формирования взаимоотношений между странами, на различия их интересов и подходов к направлениям регионального экономического сотрудничества и развитие интеграционных тенденций.
Экономическое сближение стран АТР следует рассматривать не как состояние, а как процесс экономической интеграции, отличающийся многообразием - переплетением микроэкономической и макроэкономической интеграции, субрегиональной и региональной интеграции, наличием мягких схем интеграции в форме зон экономического роста в Восточной Азии и в АТЭС. Неодинаковая степень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости между отдельными странами проявляется в многоуровневом характере интеграционных тенденций (в форме "ромашки", например, между Японией и развивающимися странами Восточной Азии, между Сингапуром и Малайзией, Таиландом, между Австралией и Новой Зеландией, а также развивающимися странами Океании).
Особенностью азиатско-тихоокеанских интеграционных тенденций является сочетание западной модели интеграции с азиатским подходом к мягкой регионализации, основанной на принципе открытого регионализма - стремлением создать модель экономического взаимодействия, открытую для желающих стран на основе взаимности, но без учета уровней экономического развития.
Интеграционное сближение стран АТР стало возможным благодаря интенсивным капиталовложениям ТНК, способствовавших формированию горизонтального разделения труда в регионе. Японские ТНК занимают доминирующее положение практически на всех рынках стран Восточной Азии, многие из которых более экономически взаимосвязаны с Японией, чем с США; интенсификация внутрифирменной торговли содействовала росту регионального товарооборота и инвестиций (более 70%) и поддержанию динамичного экономического развития стран. Это определило широкое распространение микроэкономической интеграции на региональном и субрегиональном уровнях и ее приоритет перед макроэкономической интеграцией. АТР можно считать единственным регионом мира, где микроэкономическая интеграция получила подобные широкие масштабы без институционального оформления.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество