logo search
otvety_vse

Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.

Организация американских государств - межправительственная региональная организация. Создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889. Членами ОАГ являются 35 государств Западного полушария, в том числе США и Канада. В состав ОАГ входят все независимые страны Америки, кроме Кубы. Страны, получившие независимость после 1948 года, обычно принимались в ОАГ по мере получения независимости, за исключением Канады, вступившей в ОАГ только в 1990 году, и Гайаны, принятой в 1991 (спустя 25 лет после получения независимости; как и Канада, Гайана является членом Британского Содружества). Гайана на сегодня является последней страной, принятой в ОАГ. До 1962 Куба как член ОАГ принимала участие в её работе, но после перехода Кубы на марксистский путь развития руководство ОАГ сочло это несовместимым с системой коллективной безопасности Америки и приостановило членство Кубы в организации; Куба и страны советского блока сочли это решение незаконным. Штаб-квартира — в Вашингтоне. Рабочие языки — испанский, английский, французский и португальский. Целями ОАГ являются: укрепление мира и безопасности на севере- и южноамериканском континентах; укрепление демократии; соблюдение принципа невмешательства во внутренние дела государств; предотвращение и урегулирование возможных споров между государствами-членами; совместное отражение агрессии, если она будет предпринята против какого-л. государства или группы государств, входящих в организацию; содействие международному сотрудничеству; поиск решения проблем, возникающих в межгосударственных отношениях.

Используя средства экономического и политического давления на латиноамериканские страны, США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Латинской Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на подавление освободительного движения на континенте, попустительствовала империалистической агрессии в Гватемале (1954), Панаме (1964), Доминиканской Республике (1965). В январе 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностранных дел под давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ. На этом же совещании была принята резолюция о создании Специального консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность которого направлена против международного коммунистического движения. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами-членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранив свои отношения с Кубой; в дальнейшем ряд других латиноамериканских стран, вопреки нажиму США, также восстановил с ней отношения. С начала 70-х гг. в обстановке общей разрядки международной напряжённости в латиноамериканских странах усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитического курса. На сессиях Генеральной ассамблеи ОАГ политика США в Латинской Америке стала подвергаться резкой критике; ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ, об отмене санкций против Кубы (май 1972, ноябрь 1974), но он ещё не получил положительного решения. Некоторые латиноамериканские страны выступали с открытыми обвинениями против США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки. На 3-й сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (4—14 апреля 1973) многие представители латиноамериканских стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на основе "множества идеологий" ("идеологического плюрализма"), т. е. признания за всеми латиноамериканскими государствами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политического строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Специальной комиссии из представителей всех стран-членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке. Штаб-квартира ОАГ — в Вашингтоне.

Несмотря на опасения за свой суверенитет, страны Латинской Америки привлекало углубление связей с США. Взаимодействие с передовой американской экономикой способствовало их хозяйственному развитию. Для многих стран США были основным рынком сбыта аграрной продукции и сырьевых товаров. Кроме того, стремление Вашингтона реформировать латиноамериканские страны «по своему образу и подобию» стимулировало развитие демократических тенденций в Латинской Америке и способствовало «размягчению» диктаторских и авторитарных режимов там, где они возникали.

Вместе с тем, увлекшись лозунгами «единства целей и интересов обеих Америк», представителей латиноамериканских правящих элит переоценивали шансы на реализацию формулы равноправного партнерства с Соединенными Штатами. Государства континента получили возможность совместно оказывать воздействие на Вашингтон при обсуждении вопросов в рамках ОАГ. Но они не могли делать предметом рассмотрения в ее рамках все текущие вопросы отношений с США. Американские дипломаты это понимали и придерживались линии на ведение диалога с каждой латиноамериканской страной в отдельности. Под прикрытием лозунга многосторонности США строили систему двусторонних союзов с ключевыми государствами региона.

Соединенные Штаты были прежде всего заинтересованы в решении задач военно-политического плана, а страны Латинской Америке были озабочены поиском гарантий против американского экспансионизма и получением выгод от экономического сотрудничества с США. Стержнем межамериканских отношений оставались не {♦} структуры ОАГ, а двусторонние связи латиноамериканских государств с Вашингтоном. США получали необходимые им военные базы на выгодных условиях, доступ к запасам стратегических материалов, а взамен – обеспечивали обучение вооруженных сил латиноамериканских государств, кадров полиции и спецслужб, поставляли военную технику. Двусторонний подход позволял США использовать в своих целях многочисленные споры и разногласия между латиноамериканскими странами.