Иконостас Троицкого собора
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры — прекрасный памятник сотрудничества Рублева с Даниилом Черным «и неких иже с ними», как сообщает летопись. Необходимость быстрого выполнения работы заставила на этот раз еще более широко, чем раньше, прибегнуть к помощи помощников и учеников. Разглядывая и изучая отдельные иконы, снятые с иконостасных тябл, можно убедиться в том, что в работе принимало участие несколько мастеров. Иногда одному и тому же мастеру поручалось несколько икон, и во всех них проглядывают его темперамент, характер, манера письма. Среди помощников были некоторые высокоодаренные и искусные мастера, другие были более робки, простоваты, малоизобретательны. В работах некоторых заметны признаки, которые позднее восторжествуют в московской школе, другие более архаичны, повторяют старые образцы. Среди икон деисусного чина особенно выделяется фигура Дмитрия Солунского. Обаятельный образ юноши замыкает ряд предстоящих фигур. Среди праздников — «Омовение ног» и «Жены у гроба» — это работы художника изысканного, с признаками утонченности и манерности. В «Сретении» прекрасна трогательная фигурка задумчивой Богоматери.
Иконостас был создан не для того, чтобы каждая отдельная икона порознь от другой рассматривалась вблизи, как картина. Он рассчитан был на зрительное восприятие издали. Тот, кому удастся настроиться на этот лад и увидеть иконостас как нечто цельное, тот убедится в том, что, несмотря на частные расхождения между отдельными иконами, этот поистине прекраснейший иконостас из всех древнерусских памятников, действительно образует подобие стройного и согласного хора, из которого хотя и вырываются отдельные звонкие голоса, но никогда не разрушают впечатления цельности. Единство Троицкого иконостаса иного порядка, чем позднейших рядовых иконостасов, выполненных в одной манере, одной кистью. Высокие художественные качества икон Троицкого иконостаса противоречат закону абсолютного единообразия.
Глядя на иконостасный чин Троицкого собора издали, всегда легко догадаться, кого изображает та или другая фигура. Их можно распознать по одежде, по осанке, по чертам лица. В каждой иконе есть своя красочная доминанта. В изображении Иоанна Крестителя это светлая нежная охра, в иконе Иоанна Богослова — светло-салатно-зеленая, в иконе Богоматери — насыщенно вишневый цвет ее мафория. Синяя одежда Спасителя отливает золотом. В одежде Гавриила преобладают синее и зеленое. Ризы отцов церкви украшены черными крестами. Одежды Григория и Димитрия горят яркой киноварью. Все эти красочные пятна объединяет ритм, который, как волнами, пробегает с одной доски на другую. В расположении красочных пятен в иконостасе не соблюдается полной симметрии, но не нарушается и равновесие.
- Мастерство Феофана
- Феофан и молодой Рублев
- Возвышение Москвы
- Древнерусские летописи
- Иконопись
- Монастыри
- Сергий Радонежский
- Рублев в Троицком монастыре
- Епифаний Премудрый
- Формирование творчества Рублева
- Работы в Московском Кремле
- «Евангелие Хитрово»
- «Евангелие Кошки»
- Ранние работы Рублева
- Андроников монастырь
- Московский Кремль начала XV века
- Древние иконы Успенского собора Кремля
- Росписи в алтаре
- «Страшный суд»
- Расположение росписей
- «Шествие праведных в рай»
- «Трубящие ангелы»
- «Праведные жены»
- «Апостолы и ангелы»
- Иконостас Успенского собора
- Звенигородский чин
- «Архангел Михаил»
- Колорит Звенигородского чина
- Нашествие монголо-татар
- Работы в Троицком монастыре
- Библейская легенда
- Изображение Троицы на Руси и Рублев
- Художественное созерцание
- Историческое объяснение
- «Круговая тема»
- Музыкальное согласие форм
- Очарование «Троицы»
- Икона в Троицком соборе
- Иконостас Троицкого собора
- «Апостол Павел»
- «Иоанн Предтеча»
- Время Рублева
- Рублев и современная ему культура
- Художественная ценность творчества Рублева
- Средневековая символика
- Эстетика Рублева
- Живописные средства
- Целостность образа и пропорции
- Рублев и итальянская живопись
- Историческое место Рублева
- Феофан и Рублев
- Искусство Рублева в наши дни