logo search
otvety_vse

Китайско-американские отношения на современном этапе.

История развития китайско-американских отношений подобна зеркалу, отражающему перемены международной ситуации за целое столетие. В первой половине 20-го века со времена нападения объединенной армии восьми государств на Пекин китайский народ страдал от притеснений со стороны западных держав, в частности, США. А после того, как разразилась война на Тихом океане в 1941 году, США и Китай заключили антифашистский альянс. Успешное двустороннее взаимодействие в войне впервые в истории свидетельствовало о том, что отношения Китая и США играют важную роль в защите регионального и глобального мира.

По окончании войны Китая против японских захватчиков США провозгласили антикоммунистическую стратегию и оказали поддержку блоку во главе с Чан Кайши в гражданской войне. В течение более 20 лет после провозглашения Нового Китая США настаивали на враждебной политике сдерживания КНР, они проводили военную и экономическую блокаду Китая, поддерживали власти на Тайване в стремлении занять законное место КНР в ООН. В 50-е годы войска обеих стран вели ожесточенную борьбу друг с другом на Корейском полуострове. В конце концов китайский народ одержал великую победу. В 1968 году Ричард Никсон был избран президентом США. Для вывода страны из болота войны во Вьетнаме и в условиях политики экспансии СССР он начал процесс урегулирования отношений с КНР. Начатая с 1971 года "пинг-понговая дипломатия" между КНР и США и тайная поездка Генри Киссинджера в Китай послужили прелюдией к новым отношениям между двумя странами. В 1972 году визит Р. Никсона в КНР завершился успехом -- две страны подписали Шанхайское коммюнике. После прихода к власти Джимми Картера КНР и США в декабре 1978 года заключили Коммюнике об установлении дипломатических отношений. 1 января 1979 года китайско-американские отношения были официально нормализованы, что открыло новую страницу в истории двусторонних отношений.

Ныне китайско-американские отношения находятся на важном этапе своего развития. В апреле этого года в Лондоне состоялась первая встреча председателя КНР Ху Цзиньтао и президента США Барака Обамы, в ходе которой было достигнуто важное понимание по строительству совместными усилиями всесторонних китайско-американских отношений конструктивного сотрудничества в 21-м веке, указано на направления развития двусторонних отношений в новый период. Между двумя странами созданы более 60 механизмов диалога и обменов, поддерживается эффективная координация усилий и сотрудничество в международных и региональных вопросах, а также в таких глобальных вопросах, как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия и реагирование на изменение климата. В 2008 году число взаимных посещений стран превысило 2 млн человек, одна треть обучающихся за рубежом китайских студентов приходится на США, а число американских учащихся в Китае достигло 12 тыс человек.

С начала XXI в. китайское направление становится одним из основных и во внешней политике США. Приход к власти в США республиканской администрации первоначально крайне негативно сказался на американо-китайских отношениях. Во-первых, основной кандидат на пост президента Дж. Буш, выступая 19 ноября 1999 г. в Библиотеке им. Р. Рейгана, заявил: «Китай – это соперник (competitor), а не стратегический партнер. Мы должны относиться к нему без злой воли, но и без иллюзий». Во-вторых, отношения осложнил произошедший через два месяца после инаугурации нового президента США инцидент с американским разведывательным самолетом ЕР-3. В-третьих, сохранялся и традиционный комплекс вопросов, вызывавший разногласия еще с 80-х гг. Г.В. Зиновьев относит к ним проблемы Тайваня, прав человека, нераспространения оружия массового уничтожения и торговые споры. Вместе с тем лидеры двух стран стремились не допустить слишком сильного раскручивания спирали напряженности. В ходе состоявшегося в июне 2001 г. саммита Шанхайской организации сотрудничества Цзян Цзэминь обратился с просьбой к Президенту России В.В. Путину передать устное послание Дж. Бушу, с которым российский лидер должен был встретиться в Любляне. Одновременно и во внешней политике Вашингтона отнюдь не все было подчинено неоконсервативной логике.

В 2005 г. американской стороной была предложена новая фундаментальная концепция развития двусторонних отношений. Выступая 21 сентября на заседании Комитета по американо-китайским отношениям, заместитель госсекретаря США Р.Золик предложил строить американскую стратегию в отношении Китая на основе побуждения последнего к тому, чтобы стать «ответственным заинтересованным участником» в системе международных отношений (responsible stakeholder in international system). По его мнению, Китай заинтересован в существующей системе, которая позволяет ему добиваться значительных целей на пути к тому, чтобы стать великой державой. В своем выступлении Р. Золик подробно изложил причины, по которым США не должны применять в отношении Китая стратегию изоляции (fencing), подобную той, которая применялась в отношении СССР.

По его мнению, современный Китай отличается от бывшего СССР по следующим параметрам:

1) Китай не стремится распространять в мире антиамериканскую идеологию;

2) не являясь демократической страной, Китай в то же время не демонстрирует стремления к потенциальному конфликту с демократическими странами;

3) исповедуя меркантилизм, Китай не готов к смертельной борьбе с капитализмом;

4) в Китае доминирует убеждение, что его будущее связано с сохранением нынешней системы международных отношений.

С таким подходом согласен и преемник Р. Золика на посту заместителя госсекретаря Дж. Негропонте, объясняющий появление концепции responsible stakeholder слишком высокой ценой, которую придется заплатить в том случае, если инструменты сотрудничества с державой таких геополитических габаритов, как Китай, будут разрушены.

В США наиболее успешным примером сотрудничества с Китаем в решении региональных проблем в Восточной Азии традиционно считаются шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР. В значительной степени отличаются друг от друга оценки китайских и американских политологов по поводу характера влияния Пекина на поддержание многостороннего диалога.