5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
Одно из ведущих мест по объему и удельному весу в мировой торговле услугами занимает реализация транспортных услуг. Она тесно связана с внешней торговлей товарами и находится под влиянием национальных государств, транспортных корпораций и монополий. На мировых транспортных рынках ведущее положение занимают транснациональные корпорации, обеспечивающие экспорт транспортной продукции в различные страны. Формируясь на базе производства и реализации товаров, транспортные рынки, в отличие от других мировых рынков товаров и услуг, имеют свои особенности:
отсутствует единый мировой транспортный рынок, по причине особенностей транспортной продукции. Каждому региональному рынку присущи свои принципы обмена транспортной продукцией, свои правовые нормы и сильно дифференцированны цены на виды услуг;
четко прослеживается тенденция сокращения «свободного» транспортного рынка, которому свойственно свободное предпринимательство. Рынок в значительной степени монополизирован, подорвана свободная конкуренция и свободное предпринимательство; практически свободные цены на транспортные услуги, которые формируются спросом и предложением, встречаются все реже;
усиливается роль государственного вмешательства в деятельность международных перевозок. Посредством законодательств государство регулирует потоки и направления транспортных перевозок, правила движения, тарифы и т. д.; определяет верхние пределы тарифных цен, осуществляет контроль за их динамикой и изменениями, рассматривает вопросы датирования и кредитования данного вида услуг.
Международные транспортные тарифы, на основе которых определяется цена транспортных услуг, представляют собой свод тарифных ставок и правил исчисления провозных платежей за расстояние перевозки по двум и более странам.
Поскольку тарифы на транспорт находятся под постоянным контролем крупных монополий, государства и международных организаций, нельзя говорить, что они выражают интернациональную стоимость, складывающуюся на основе общественно необходимых затрат труда, или определяются спросом и предложением на конкретный вид услуг. В основе ценообразования лежат принципы, выработанные европейским транспортом в период его становления. Монополии имели беспредельные возможности, их деятельность не ограничивалась государством, поэтому цены устанавливались на основе субъективного подхода к оценке значения самих транспортных услуг. В современных условиях в сфере оказания международных транспортных услуг действует ограниченное число крупных транспортных монополий. В связи с этим, конкурентная борьба между ними приобрела черты сотрудничества в области цен или скрытого партнерства, т. е. согласования в ценах. Широко используется политика лидерства в ценах, когда в качестве лидера выступает компания, осуществляющая транспортировку основной массы товаров или действующая на локально-территориальном рынке. Монопольное положение лидера позволяет устанавливать цены, не исходя из собственных издержек, а из оценки издержек конкурентов.
На рынке транспортных услуг широко применяется реклама, различного рода скидки и рефляции, дополнительные услуги и т. д.
Таким образом, ценообразование в такой сфере услуг, как международная транспортировка товаров, характеризуется монополистической конкуренцией, которая перерастает в олигополистическую. Монопольные транспортные цены более устойчивы, сохраняются на длительный период, независимо от кратковременных колебаний.
На мировом транспортном рынке цены за услуги формируются по:
регионам транспортных рынков;
видам транспорта;
«внутрифирменным» рынкам.
Ценовая конкуренция осуществляется косвенными методами. Широко используются цены реализации, которые учитывают множество различных скидок, оговорок и т. д.
Международные транспортные услуги делятся на:
услуги железнодорожного транспорта;
услуги морского транспорта;
услуги автомобильного транспорта;
услуги воздушного транспорта.
Основа ценообразования на транспортные услуги – это тарифы. На железнодорожном транспорте они имеют свою специфику, хотя и тесным образом связаны с тарифами на другие транспортные услуги.
Железнодорожные тарифы можно разделить на три группы: союзные, прямые, транзитные.
Союзные тарифы используются для определения грузов и конкретных направлений перевозок, не исключая тарифы для отдельных поясов дальности и всей номенклатуры перевозимых товаров. Важно отметить, что каждая союзная страна устанавливает и изменяет тарифы по своему усмотрению без согласования с другими странами. В основе данных тарифов лежат внутренние ставки тарифов с коррекцией в сторону их повышения.
На железнодорожном транспорте существует множество различных скидок, которые зависят от объема перевозок, рода грузов, направления и др. Тарифы определяются союзным договором и договорами между конкретными странами. Это касается EC, СНГ или Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана, Туркменистана.
Прямыми тарифами принято называть тарифы, в которых участвуют две страны или две соседние дороги (например, тарифы российской железной дороги).
Транзитные тарифы представлены в двух видах: для сообщения через сухопутную границу и через морские или речные порты. В Западной Европе нет единых транзитных тарифов, они устанавливаются каждой отдельной страной. В отличие от тарифов и фрахтов морского транспорта, тарифы автомобильного транспорта в европейских странах находятся под пристальным контролем государства. Тем не менее, на данный вид тарифов отсутствуют прямые методы государственного вмешательства, их уровень в большей степени зависит от конъюнктуры рынка на автомобильные перевозки. Особенно это характерно для стран-членов EC, в которых вольная тарифная система основана на базе внутренних автомобильных тарифов. Ставки европейских тарифов на автомобильные перевозки тесным образом связаны со степенью риска, под которым понимается размер нулевых пробегов. До 30% увеличиваются автомобильные тарифы, связанные с возмещением за риск.
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках