1.1. Основные типы структуры мирового рынка
Мировой рынокпредставляет собой систему реализации, которая складывается между странами и предприятиями разных стран на основе их участия в международном разделении труда.
Мировой рынок, как экономическая категория, тесным образом связан с такими понятиями, как мировая экономика или мировое хозяйство.
Развитие и становление мирового рынка – сложный процесс, который включает множество составляющих элементов. Основой мирового рынка является международноеи, ограниченное рамками отдельных государств, национальное производствоматериальных благ и услуг, их распределение, обмен и потребление.
Зарождение мирового рынка уходит корнями в далекое прошлое. Однако свое становление он получил только на стадии мануфактурного производства. В ходе длительного развития мировой рынок прошел ряд этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем международного разделения труда и интернационализацией производства.
В XX в. в развитии мирового рынка, как отмечают многие экономисты, можно выделить три этапа:
первый – связан с кризисными явлениями мировой экономики 20–30-х годов; из международных хозяйственных связей вышла Россия, а в развитии экономики ведущих стран мира наступила великая депрессия;
второй– этоконец 40-х и 80-е годы; интенсивный рост вывоза предпринимательского капитала;
третий– последнее десятилетие XX в.; формирование международных, а в ряде случаев, планетарных производительных сил, усилениеэкономического взаимодействия и взаимозависимости различных стран.
До распада СССР советская экономическая наука, характеризуя международные экономические отношения, выделяла всемирный, мировой капиталистический и мировой социалистический рынок.В настоящее время большинство экономистов называют только мировой рынок,внутри которого складываются специфические отношения между группами стран, отдельными странами, фирмами и предприятиями. На основе этого мировой рынокможно представить как национальный, ряда стран, всех стран, отдельных регионов, по товарам и услугам. В совокупности необходимо различать товарный рынок, рынки капиталов и инвестиций, рабочей силы, валюты и ценных бумаг.
Анализ сущности мирового рынка возможен посредством раскрытия содержания всех факторов, которые определяют тип его структуры:
степень концентрации предложения товаров;
степень концентрации спроса;
локально-территориальные различия;
дифференциация товара;
конкуренция на рынке;
функциональная взаимосвязь между тремя переменными величинами: объемом производства, издержками производства и ценой;
реагирование на нововведения;
влияние государства на различные стороны рынка.
Однако эти факторы испытывают на себе влияние целой группы факторов внешнеэкономического характера:
конкурентоспособность компаний-экспортеров различных стран;
внешнеторговая политика отдельных государств;
образование различных межгосударственных группировок;
экономические и политические взаимоотношения между странами.
На основе анализа выше изложенных факторов экономисты отмечают, что до 70-х годов прошлого столетия сложилось два типа рыночных структур:
первый– структура рынка формировалась в условиях относительно умеренной концентрации производства и сбыта продукции. Цены, как правило, были свободные, очень чутко реагировали на изменения конъюнктуры и подвергались существенным колебаниям во времени. Данный тип структуры называлсярынком свободной конкуренции;
второй –структура рынка формировалась в условиях, когда производство и сбыт товаров сконцентрировались в руках сравнительно небольшого числа корпораций с целью контроля над рынком и ценами. Такой рынок называлсямонополистическим.
В обычном смысле под рынком понимается определенное место для заключения контрактов на товары в установленный период времени. Однако он не нуждается в физическом месте для заключения контрактов, ограниченном географически, так как сущность рынка – публичные торги между покупателями и продавцами с целью определения цены. Рынки получают различные названия в зависимости от того, какие функции они выполняют: товарные биржи, центральные, смешанные, транзитные, бартерные, продуктовые биржи, аукционы, фьючерсы и т. д.К примеру, заключение контрактов на сельскохозяйственную продукцию осуществляется на земледельческом, животноводческом рынках и товарных биржах.
Мировой рынок можно характеризовать следующими критериями:
товарным производством на уровне мировой экономики;
межгосударственным движением товаров и услуг;
эффективным использованием национальных факторов производства;
развитием экономической интеграции и кооперации в мировой экономике.
Основа существования мирового рынка – международная торговля, которая характеризуется как сфера международных товарно-денежных отношений и состоит из двух потоков товаров – экспорта и импорта.
Структура мирового рынкаопределяется следующим:
размерами и степенью концентрации капитала, контролируемого крупными монополистическими объединениями, производящими основную массу продукции;
удельным весом продукции данной структуры, реализуемой на рынке;
степенью специализации;
уровнем использования достижений научно-технического прогресса;
развитостью маркетинговых программ;
структурой издержек производства;
долей рынка;
принципом ценообразования.
На основе этого можно сделать вывод: современному этапу развития мирового рынка характерно усиление монополистической конкуренции и государственного регулирования внешней торговли, экспорта капитала, ценообразования, инвестиций. Государственное вмешательство в мировой рынок используется с целью повышения конкурентоспособности национальных фирм, смягчения стихии циклических кризисов и их воздействия на внутриэкономическое развитие. Характерной особенностью мирового рынка является также усиление регулирующей роли наднациональных объединений и союзов типа Европейский Союз (ЕС), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АБР), Международная финансовая корпорация (МФК), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Всемирная торговая организация (ВТО) и т. д.
Таким образом, мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, которое является экономической причиной или детерминантом объединения национальных хозяйств в мировое.
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках