logo search
TMO_Novikov

1. Идеи “декларации независимости” соединенных штатов америки

4 июля 1776 г. собравшийся в Филадельфии Конгресс 13 английских колоний 72 североамериканского континента принял “Декларацию независимости”, провозгласившую Соединенные Штаты Америки свободными и независимыми штатами. К концу восемнадцатого столетия Европа среди мировых цивилизаций доминировала в экономическом развитии и научно-техническом прогрессе и сосредоточила господствующие в мире военные силы. Американская революция пробила брешь в безраздельном доминировании Европы и заложила основания мировой политической структуры XIX - начала XX вв.

Автором “Декларации независимости” был плантатор из Виргинии, адвокат и архитектор Томас Джефферсон (1743-1826), написавший ее по поручению Конгресса. В этом историческом документе, названном “Декларацией представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс”, Т. Джефферсон писал: “Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными [врожденными и] неотъемлемыми правами, среди которых - право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью. … Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, [начатых в известный период и] неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности” [73].

Т. Джефферсон справедливо почитается американцами как творец их демократии. Но его мировоззрение неотделимо от развития предшествующей европейской социально-политической мысли, теории естественного права, либеральных воззрений Д. Локка и учения Ж.- Ж. Руссо, сочинения которых, как и произведения английских философов Ф. Бэкона, французского просветителя Кондорсе, были настольными книгами Т. Джеффсрсона [74].

Он следовал учению о естественных правах человека Д. Локка, заменив в его формуле “жизнь, свобода и собственность” понятие “собственность” на “стремление к счастью”, по его собственному признанию, ради придания документу особого звучания.

Имя другого замечательного английского мыслителя Томаса Пейна (1737-1809), как нельзя лучше, символизирует неразрывность европейской либеральной традиции и ее политического воплощения в идеях американской и французской революций конца XVIII в., в которых, кстати, Т. Пейн принимал участие.

Прибыв в 1774 г. в Филадельфию, он опубликовал памфлет против британской короны, который, по словам Т. Джефферсона, “наэлектризовал” [75] английские колонии в Северной Америке. Т. Пейн раскрыл порочность монархических, клерикальных и вытекающих из них милитаристских правил в международной политике. Он и Т. Джефферсон были едины во мнении, что судьбы независимости и республиканского строя зависят от морального усовершенствования народа, в чем они следовали учению Ш. Монтескьё. Т. Пейн считал, что право способно лишь прекратить насилие, но не искоренить его, это достижимо “исправлением нравов” [76]. Т. Джефферсон писал в “Автобиографии”: “Именно нравы и дух народа хранят республику в силе” [77].

Т. Пейн и Т. Джефферсон существенно расходились во взглядах на внешнюю политику Соединенных Штатов, в различии между ними условно можно видеть истоки двух ориентаций в американской внешней политики в XIX - первой половины XX вв.: принятия обязательств и “ответственности” США в мировых делах вне американского континента и изоляционизма. Так, Т. Пейн предложил создать союз между США, Англией, Францией и Голландией не только ради заинтересованных сторон, но и для благополучия всей Европы. В этой идее находила отражение историческая эволюция международного порядка Запада, которая впоследствии привела к образованию Атлантического союза. Т. Джефферсон, напротив, рассматривал неучастие США в союзах ни с кем как обязательное условие их внешней политики.

В конце восемнадцатого столетия Европа оставалась средоточием мировых политико-экономических и культурных связей. Американская революция и ее идеология не подорвали евроцентризм. Но, начиненная европейскими либеральными идеями и духом, она в своем воздействии на Европу послужила детонатором французской Революции 1789 г., подорвавшей монархический миропорядок. В “Декларации независимости” понятие “международные отношения” приобрело свое действительное значение, ибо в средневековой истории они носили характер межмонархичееких отношений.

Т. Пейн и Т. Джефферсон, обосновав суверенитет бывших английских колоний в Северной Америке, тем самым заложили теоретические основы национально-освободительной, антиклерикальной идеологии.