2.1. Множественность цен мирового рынка
Множественность цен на мировом рынке характеризует такое состояние рынка, когда на товар одинакового качества, поставляемый на одинаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки и т. п.) в одном и том же центре международной торговли, действуют различные по уровню официально публикуемые цены.
Цены могут зависеть от условий коммерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Множественность цен в мировой торговле обусловлена следующими факторами:
политикой монополий, устанавливающих систему цен, дифференцированных по рынкам и категориям покупателей;
государственным регулированием, вмешательством мировых, региональных и других организаций в мировое ценообразование.
Монополизация внутреннего рынка отдельных стран, а также внешних рынков транснациональными корпорациями привели к появлению в мировой торговле различных цен на одни и те же товары. Немалую роль в этом играет и раздел мирового рынка международными, региональными, правительственными и полуправительственными организациями, которые широко используют различные формы и методы влияния на цены товаров и услуг.
Государственное вмешательство в мировое ценообразование осуществляется с помощью законодательных, административных, бюджетно-финансовых мероприятий и представляет собой особый ряд протекционизма: пошлины, налоги, тарифы, квоты, субсидии, государственные заказы и закупки, кредиты, демпинг, финансовая помощь и т. д.
В зависимости от условий конкретных товарных рынков мировые цены делятся на:
экспортные – цены на товары и услуги основных стран-экспортеров в свободно конвертируемой валюте. Это могут быть цены на сырье, вывозимое из различных стран, которые являются основными поставщиками, или цены на группу товаров (машины и оборудование), поставляемых различными странами;
импортные – цены на товары и услуги основных стран-импортеров в свободно конвертируемой валюте.
На каждом конкретном мировом рынке существует рыночная мировая цена. Если рынок дефицитен (спрос превышает предложение), его называют рынком продавца; если на рынке предложение превышает спрос, его называют рынком покупателя (последний выставляет свою цену).
Мировая цена, как правило, сразу фиксируется в контракте. Ее последующие изменения допускаются лишь при наличии определенных условий, которые заносятся в контракт в виде оговорок. Последние в основном связаны с риском. Чтобы ограничить риски при заключении контракта, необходимо четко сформулировать следующие пункты:
кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю;
кто имеет риск в ходе осуществления этих функций;
кто несет риск от гибели и порчи товара.
На международном рынке распределение рисков между продавцом и покупателем осуществляется на основе международных торговых условий, установленных Международной торговой палатой («Инкотермс»). Условия «Инкотермс» тесным образом связаны с мировыми ценами.
Основные риски в международных операциях:
риск реализации;
риск неплатежей;
транспортный;
валютный и курсовой;
страховый, экономический и политический;
риск поставки качества.
Характер рынка, цели коммерческих сделок и другие факторы обусловили деление мировых цен на цены «свободного» и «закрытого» рынка, что связано с факторами, определяющими рыночную структуру мирового хозяйства.
Цены «свободного» рынка зависят от конкуренции на мировом рынке и объективно складываются под влиянием спроса и предложения. К ним относятся цены биржевых котировок, аукционов и торгов.
Биржевые котировки – цены товаров и услуг, торговля которыми осуществляется на товарных биржах (при торговле натуральным каучуком, сахаром-сырцом, хлопком и другими товарами). Отличительной особенностью биржевых котировок является их доступность, объективность и опережающая рыночная информация: цены оперативно публикуются (два-три раза в день) и формируются в условиях торга между продавцом и покупателем товаров и услуг, т. е. являются результатом реальных контрактов; цены чутко реагируют на изменения конъюнктуры, подвержены спекуляции и другим факторам. Они определяются, как правило, на однородные товары, формируются в конкретных условиях, которые складываются на бирже.
Аукцион – это публичная продажа товаров, предприятий, акций, ценных бумаг, инжиниринговых услуг и т. д. На мировом рынке цены аукционов получили широкое распространение при продаже продуктов сельского хозяйства, рыболовства, изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, пушнины, шерсти, чая, табака. По аукционным ценам на рынках таких стран, как США и Канада, реализуется около 70% всей ввозимой ими пушнины, а в Скандинавских странах – до 95%. На аукционах осуществляется торговля шерстью в таких странах, как Австралия и Новая Зеландия, чай реализуется в Шри-Ланке и Индии.
Цены торгов – это цены, которые складываются при торговой специализации, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или выдаче подряда на определенные работы. Международные торги представляют собой конкурсную основу размещения заказов на закупку на мировом рынке оборудования или привлечения подрядчиков для сооружения комплексных объектов. В международной практике широкое распространение через торги получили закупки машин и оборудования, заказы на строительство промышленных и других объектов.
К ценам «закрытого» рынка относятся цены внутрифирменной торговли (трансфертные), цены региональных экономических группировок и цены специально преференциальных сделок и соглашений. Поскольку трансфертные цены на мировом рынке – это цены транснациональных корпораций, они будут рассмотрены в следующей главе. Для цен региональных экономических группировок характерно завышение по сравнению со «свободными» ценами. Это обусловлено необходимостью стимулирования производства отдельных товаров и услуг в рамках региона.
Преференциальные цены устанавливаются межправительственными соглашениями, в которых фиксируются специальные условия поставки и величина цены реализации. Они чаще всего применяются в виде отмены таможенных пошлин на ввозимые товары, льготного кредитования и страхования внешнеторговых операций, специального валютного режима, предоставления финансовой и технической помощи (например, преференции, применяемые в отношении развивающихся стран, между странами СНГ, в EC и т. д.).
Особенностью цен товаров, обращающихся на мировом рынке, является их отклонение от внутренних цен. Причина несовпадения – в неоднородности структуры мирового рынка и издержках на производство этих товаров. Цены мирового рынка формируются ведущими странами-экспортерами, внутренние цены – основываются на производственных затратах национальных производителей.
Следует подчеркнуть одну из особенностей – мировая цена на определенные товары и услуги, как правило, ниже внутренней цены. По определению экономистов, разрыв в их уровнях составляет более 30%, причем на готовые изделия он значительно выше, чем на сырье.
Более глубокий анализ мировых и внутренних цен, позволяет выделить еще одну закономерность – есть примерные пределы отклонений в эволюции соотношения этих цен во времени. Сравнительный анализ уровня цен, действующих во внутренней и мировой торговле показывает: во-первых, пределы варьирования цен довольно широкие (при этом имеет значение не только вид товаров, но и конкретный период времени их реализации); во-вторых, вариация соотношений цен проявляется в несовпадении направлений отклонения цен мирового рынка от внутренних цен. На практике наблюдаются случаи, когда цены внутреннего рынка растут или отклоняются вниз, а иногда, что встречается очень редко, их величина совпадает.
Аналитики мирового ценообразования выделяют две характерные особенности во взаимоотношении мировых и внутренних цен:
совпадение цен на национальном рынке и мировом встречается очень редко;
преобладающим вариантом ценовых расхождений является превышение внутренней цены над мировой.
Превышение импортной цены на товары и национальной цены над аналогичными товарами допускается при определенных условиях и носит, как правило, временный характер. Это возможно в условиях дефицита товаров на внутреннем рынке, администрирования цен в целях поддержки отечественных производителей, при использовании демпинга и т. д.
Отклонение мировых цен в сторону понижения в сравнении с внутренними ценами на национальных рынках обусловлено следующими факторами:
уровень разрыва в производственных затратах на мировом рынке значительно больше, чем на внутреннем;
на мировом рынке реализуется не вся продукция, произведенная в стране-экспортере;
конкуренция на мировом рынке более жесткая, чем на национальном;
конкурентоспособность стран-экспортеров значительно выше остальных стран, производящих аналогичные товары.
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках