logo search
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

3.1.3. Литература

Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявилось в литературе. С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов заполнила художественно-развлекательная литература самого разного качества: детективы, фантастика, так называемые женские романы.

Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В.Н.Доценко («Бешеный»), Ф.Е.Незнанский («Марш Турецкого»), А.Б.Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской), «примадонна иронического детектива» Д.А.Донцова. С конца 1990-х гг. большим спросом стало пользоваться творчество мастера интеллектуального детектива Б. Акунина («Алтын-толобас»). На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е годы, пришла фантастика в стиле «фэнтези», родоначальником которой в мировой литературе принято считать английского писателя Дж. Толкиена. Русское «фэнтези» представлено произведениями М.В.Семеновой («Волкодав»), Н.Д.Перумова («Алмазный меч, деревянный меч») и др. Значительное явление в литературе представляет собой постмодернизм (В. О. Пелевин «Чапаев и Пустота», «Generation П», «Амон Ра» и др.). Национал-патриотическое течение в литературе обозначило себя произведениями А. А. Проханова («Господин Гексаген»), Э.В.Лимонова («Книга воды», «Убийство часового») и др. Скандальную известность приобрел писатель В. Сорокин своим последним нашумевшим романом «Голубое сало». «Военной тематикой» в литературе считается не только тематика Великой Отечественной войны, но и войн в Афганистане и Чечне, произведения, им посвященные, вызвали у российского читателя больший интерес.

Диверсификация читательского спроса и изменение художественных вкусов выразились, в частности в том, что в «возвращенной» литературе (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей из-за цензурных препон) современного читателя больше интересовали уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе сталинизма, как это было в годы перестройки, а постмодернистские по духу произведения: «Москва — Петушки» В.В.Ерофеева (1969), «Пушкинский дом» А.Г.Битова (1971). Широко печатавшаяся с конца 80-х годов проза А. И. Солженицына уже не находила массового читателя.

Резко упали тиражи литературных журналов. Существенно изменилась роль литературной критики. Критика старой школы, близкая к литературоведению и ориентированная на глубокий анализ текста, совмещенный с оценкой его социальной и политической значимости, отодвинулась на второй план, уступив место утилитарной функциональной критике, помогающей читателю сделать выбор: что модно, а что нет. На первое место вышли газетные и журнальные рецензии, не претендующие на тонкое проникновение в сущность произведения. Критика, таким образом, превратилась в один из инструментов маркетинга, способ продвижения книги на рынке. Новое явление представляла собой интернетовская критика («Русский Журнал»), появившаяся в конце 90-х годов.

Рост инфляции, падение жизненного уровня людей, особенно работников гуманитарной сферы, засилье «массовой» культуры не могли не сказаться на издательском деле и прежде всего на выпуске серьезной литературы: политической, философской, экономической, исторической и т. п. Лишь отдельные издательства, такие, как «Республика», «Владимир Даль», «Алетейя», издательства Санкт-Петербургского и Томского госуниверситетов, «РОССПЭН», «Евразия» и др., в трудных рыночных условиях продолжали специализироваться на выпуске интеллектуальной литературы.