logo search

10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга

Стремительному развитию франчайзинга в современных усло­виях способствовали многие факторы, которые создавали опреде­ленные условия для положительных сдвигов в организации меж­дународной предпринимательской деятельности. К ним от­носятся:

  1. Изменение структуры и системы организации бизнеса, в частности, в отраслях общественного питания, гостинич­ного сектора, автомобильного сервиса, здравоохранения, бытового обслуживания населения. Традиционные ресто­раны и отели, ранее ориентированные на ограниченный спрос, уступили место цепным объединениям ресторанов и кафетериев быстрого обслуживания, экономичным отелям, мотелям, кемпингам, рассчитанным на массового потреби­теля. Возникла принципиально новая система проката и об­служивания автомобилей.

  2. Повышение общего уровня культуры ведения бизнеса бла­годаря освоению франчайзи нового опыта, новых идей и методов работы, новых технологий, передаваемых фран­чайзером. Это привело к повсеместному распространению фирменного обслуживания и повышению общего уровня культуры обслуживания потребителей.

  3. Лучшее удовлетворение требований и потребностей массо­вого потребителя благодаря установлению и обеспечению единообразных высоких стандартов качества продукции и услуг; лучшее удовлетворение растущих потребностей на­селения в товарах и услугах повседневного спроса; прибли­жение торговых точек к местам проживания или работы на­селения. Этому способствовало создание огромного числа мел­ких магазинов, торгующих обычно круглосуточно товарами широкого ассортимента, а также прачечных, химчисток, ре­монтных мастерских в жилых районах.

  4. Усиление устойчивости мелкого предпринимательства, чему способствовало повышение конкурентоспособности мелкого бизнеса в результате создания и применения передовой тех­ники и технологии, рассчитанной на предприятия неболь­шого размера и доступной по ценам мелким предпринимате­лям. В результате внедрения компьютерных технологий по-

205

высилась эффективность индивидуального обслуживания, j обработки небольших партий товаров, что позволило мелким предпринимателям экономить на использовании наемных рабочих на трудоемких операциях. На этой основе получил развитие малый семейный бизнес.

  1. Обеспечение возможности привлечения в бизнес обшир­ного круга поставщиков, оставшихся без работы, но имею­щих опыт работы в качестве наемных работников и спо­собных начать свое дело под руководством франчайзора.

  2. Укрепление связей крупного бизнеса с мелким, что со­здает более прочную экономическую основу, воздейству­ет на развитие хозяйственной конъюнктуры, позволяя уси- i ливать процессы регулирования в экономике как на госу- j дарственном, так и на межфирменном уровне.

  3. Воздействие на устойчивость социальной основы обще­ства, укрепление социальной базы рыночного хозяйства. Развитие франчайзинга как формы малого предпринима­тельства способствует росту широкого слоя мелких пред­принимателей, расширяющих класс собственников, обес­печивающих социальную и политическую стабильность общества благодаря своей правовой защищенности. Повы­шение уровня занятости за счет начинающих свое дело мел­ких предпринимателей предупреждает в известной степени возникновение социальных конфликтов.

В основе развития франчайзинга как формы международной предпринимательской деятельности лежит объективная потреб­ность расширения бизнеса и взаимная выгодность для партнеров. Преимущества для франчайзора:

1) франчайзинг приносит дополнительные деньги для распро­странения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делают первоначальный взнос, приобретая пол­ный франчайзинговый пакет. Подписав дополнительно не­сколько франчайзинговых договоров с франчайзи, фран­чайзер сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консал­тингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа

206

франшизы и продажа специальных услуг) служат дополни­тельным источником дохода для франчайзора;

  1. франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером. Все работающие фран­чайзи ежемесячно платят франчайзеру за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т. д.);

  2. франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на суще­ствующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзеру быстро и эффективно раз­виваться на рынке. Именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзер по­лучает огромные преимущества на всем рынке потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая ин­вестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, созда­ют широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчай­зора никогда не хватило бы денег;

  3. франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза ста­новится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предпри­ятия на специфичном рынке открывают экономный до­ступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа по­требителей. Использование рекламы приводит к увели­чению продаж и прибыли в каждом предприятии фран-чайзинговой системы;

  4. успех франчайзинговой системы при создании новых биз­нес-концепций. Успех франчайзинговой компании во мно­гом зависит от проверенности и прибыльности бизнес-концепции. Франчайзер развивает свою концепцию биз­неса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзер разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес также успешно.

207

Преимущества для франчайзи:

  1. все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзера­ми индивидуальным франчайзи, предназначены для под­держки и усиления значимости франшизы;

  2. когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзора. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзер ос­терегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или разрушить его пред­приятие;

  3. франчайзинг — это быстрое и эффективное начало бизне­са. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедиться в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной ста­дии, потому что он имеет опыт своего франчайзора;

  4. франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед от­крытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, просто работая в этой обла­сти. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы уп­равления, которые франчайзор передает всем новым фран­чайзи и ключевым работникам;

  5. франчайзинг означает постоянную поддержку. После откры­тия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает по­лучать профессиональные услуги от франчайзора по вопро­сам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возни­кают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но однако могут воз­никать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может обратиться за помощью к франчайзору. Когда неза­висимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоя­щих ошибок;

208

  1. франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзора. При выполнении франчайзин­гового договора, франчайзи получает полномочия от фран­чайзора на использование торгового знака франчайзора. Толь­ко франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзора. Франчайзи покупает репутацию вместе с по­купкой франшизы. Индивидуальный предприниматель ни­когда не будет иметь доступ к известному всему миру име­ни, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчай­зора уже получившего всеобщее признание;

  2. франчайзинг устанавливает четкие территориальные грани­цы ведения бизнеса. Франчайзор определяет своему фран­чайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой террито­рии определены условиями франчайзингового договора. По­лучая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угро­зу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более откры­той для конкурентов.

Наряду с положительными чертами франчайзинг имеет и оп­ределенные отрицательные аспекты. Недостатки для франчайзора:

  1. невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор оп­ределяет природу отношений между франчайзером и фран­чайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд поло­жений, защищающих франчайзи. Эти положения предусмат­ривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет зако­нов франчайзингового бизнеса;

  2. франчайзи не являются работниками франчайзора. Фран­чайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчай­зи в своем бизнесе;

209

  1. влияние плохо работающих франчайзинговых предпри- 1 ятий. Многие потребители воспринимают каждое фран-чайзинговое предприятие как часть одной цепи пред­приятий, работающих под единым товарным знаком. ] И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой биз­нес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему;

  2. недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзо-ры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы про­даж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предос­тавлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчай­зи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему фран­чайзору;

  3. трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуаль- ] ной собственностью франчайзера. Эти принципы бизнеса .< представляют собой коммерческую тайну и служат осно- I вой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бо­роться, поэтому если ему не удается выработать эффек- I тивные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать;

  4. выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинго-вые отношения накладывают на него слишком большие ог­раничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзером, он, возможно, захо­чет открыть свой собственный бизнес, который будет пред­ставлять прямую конкуренцию франчайзору. Для того что- | бы избежать всех этих трудностей, франчайзоры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзер должен провести

210

интервью с каждым кандидатом, целью которого будет оп­ределить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. Недостатки для франчайзи:

  1. невыполнение контракта по франчайзинговому договору. Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинго­вой договоре, и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему;

  2. взгляд на франчайзинговую систему, как ограничиваю­щую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзин­говому договору франчайзи должен следовать специаль­ным правилам, касающимся ежедневных операций в биз­несе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения франчайзора. Такие огра­ничения могут касаться рабочих часов, границ террито­рии, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых по­требителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора;

  3. установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы. Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важ­ным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каж­дый отдельный франчайзи является товарищем по бизне­су. Несмотря на то, что франчайзи предоставляют на ры­нок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами;

  4. отсутствие поддержки со стороны франчайзора. Потенци­альный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить пре­доставляет ли франчайзер необходимую поддержку по ме­неджменту или ведению работ. Поддержка франчайзора яв­ляется важнейшим аспектом во франчайзинговых отно­шениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзора подрывает силу фран­чайзинговой системы;

211

5) определение финансовой мощи франчайзора. Потенциаль­ные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзора. Может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве, что может привес­ти к продаже франшизы или ее аннуляции.