11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
Факторинг включает в себя не только финансирование, но и административное управление задолженностью. Поставщик регулярно получает от банка:
-
отчеты о состоянии непогашенной задолженности, т. е. информацию о поставках, которые еще не оплачены или оплачены не полностью;
-
отчеты о состоянии лимитов финансирования, т. е. суммах денежных средств, которые могут быть выплачены клиенту под уступку задолженности по новым поставкам;
-
отчеты об операциях, проведенных за период, т. е. информацию об уступленной ранее задолженности, удержанной банком комиссии и реальной отсрочке платежа.
Информация, полученная из отчетов, помогает точно определить реальную отсрочку платежа, отслеживать изменения объемов поставок каждому покупателю, а также будет способствовать оптимизации расчетов и ведению грамотной торговой политики. Административное управление дебиторской задолженностью включает также и контроль за сроками погашения задолженности, работу с должниками при задержках платежей.
223
В мировой практике стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:
-
комиссии;
-
процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.
Факторинговая комиссия состоит из трех частей:
-
фиксированного сбора;
-
комиссии за факторинговое обслуживание;
-
комиссии за использование денежных ресурсов. Итоговая комиссия имеет сложный порядок расчета и зависит
от объемов уступаемой задолженности, сроков оплаты и количества должников. В среднем комиссия составляет 1,5—2,5 % от суммы поставки без учета НДС.
Процентная ставка за кредит в виде досрочной оплаты, как правило, на 1—2 % выше ставок денежного рынка (рынка краткосрочных кредитов).
В коммерческих банках США — родины факторинга — эти операции рассматриваются не просто как одна из форм кредитования: банк покупает у своего клиента дебиторские счета (чаще всего без права обратного требования с него) и, помимо предоставления денежных средств, оказывает ряд услуг, пока счета не будут окончательно погашены. В число этих услуг входит изучение кредитоспособности, ведение конторских книг, инкассация и принятие на себя риска.
Банк оценивает кредитоспособность сегодняшних и потенциальных должников клиента и заранее устанавливает предельный размер аванса поставщику по его платежным требованиям в порядке предварительной оплаты. Дебиторы получают указание осуществлять платежи непосредственно банку (в который поступают копии счетов-фактур), а проценты за кредит и комиссионные удерживаются с поставщика.
Обычно банк оплачивает единовременно 80—90 % от стоимости счета-фактуры. Резервные 10—20 % необходимы на случай возврата или недопоставки товаров, либо иной критической ситуации. В конце каждого месяца банк подсчитывает причитающиеся ему комиссионные и проценты, а также выявляет остаток неинкассированных фактур, на который выписывается счет и передается клиенту.
Американские банки, покупающие право на взыскание долга, получают вознаграждение в виде комиссионных за услуги
224
плюс ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против неинкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные зависят от торгового оборота клиента, степени риска и объема необходимой конторской работы.
На степень риска, принимаемого на себя банками, оказывает влияние платежеспособность должников клиента, тогда как объем конторской работы связан, при данном торговом обороте, в основном со средней величиной фактурных сумм. И если, например, ставка комиссионного вознаграждения составляет 1,5 %, а период оборачиваемости дебиторских счетов 30 суток, то комиссионные достигают 18 % годовых от величины задолженности (1,5 % х 12 мес = 18 %).
Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т. е. получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для мелких и средних предприятий, именно для них проблема временного недостатка ликвидных средств и недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников наиболее остра. Полезность факторинга для предприятий в первичный период их создания и начала производственной деятельности трудно переоценить.
Вместе с тем негативным моментом является почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.
Первостепенное значение для заключения факторингового соглашения имеет анализ бухгалтерских отчетов и балансов, финансовых показателей деятельности предприятия-поставщика с целью выяснения его кредитоспособности. Анализируются также номенклатура, качество, конкурентоспособность поставляемой продукции, количество рекламаций и случаев возврата товара. Банк изучает и платежеспособность должников предприятия.
Всю аналитическую работу банк проводит либо самостоятельно, либо заключая на нее договор с аудиторской или посредни-ческо-консультационной организацией. Далее банк определяет максимальную сумму по операциям факторинга, в пределах которой поставка товара или оказание услуг может производиться без риска неполучения платежа. В договоре на осуществление факторинговых операций должен быть оговорен способ расчета предельной
225
суммы и очерчены обстоятельства, при наступлении которых фак-торинговьгй отдел обязан осуществлять платеж в пользу поставщика.
В мировой практике обычно используются три метода установ- ] ления предельных сумм:
-
определение общего лимита. Каждому плательщику уста-навливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого факторинговый отдел автоматически оплачивает переуступаемые ему платежные требования. Если сумма задолженности плательщика перед поставщиком превысит сумму лимита, то, согласно положению факторингового договора, в случае неплатежеспособности платель- I щика все платежи в счет погашения долга покупателя перед поставщиком должны в первую очередь поступать факторинговому отделу до тех пор, пока он не компенси-рует себе сумму платежей, ранее осуществленных в пользу поставщика, и только затем деньги начинают поступать на счет самого поставщика;
-
определение ежемесячных лимитов отгрузок. В данном случае устанавливается сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику. Если поставщик не превышает лимита, он застрахован от риска появления сомнительных долгов. Иногда ли-мит устанавливается не по месяцам, а по неделям;
-
страхование по отдельным сделкам. Этот метод используется, когда специфика производственной или сбытовой деятельное- i ти продавца предполагает не серию регулярных поставок товаров одним и тем же покупателям, а ряд отдельных, разовых, «штучных» сделок на крупные суммы с поставкой товаров на определенную дату. Тогда предельная сумма представляет собой полную стоимость каждого заказа.
- Юрген Цеддиес
- Элеонора Марисова
- Введение
- Глава 1 теоретические основы международного предпринимательства
- 1.1 Понятие международной предпринимательской деятельности
- 1.2 История развития международного предпринимательства
- 1.3 Тенденции развития международной предпринимательской деятельности
- Глава 2 организационно-правовые формы международного предпринимательства
- 2.1 Классификация международного предпринимательства
- 1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:
- 2. По характеру собственности:
- 2.2 Правовое положение и ответственность предпринимателей на мировом рынке
- Глава 3 экономико-правовые и межкультурные аспекты международной предпринимательской деятельности з.1. Особенности внешнеторгового режима зарубежных стран
- 3.2 Системы налогообложения предприятий в различных странах
- 3.3 Трудовые отношения в странах мира
- 3.4 Межкультурные аспекты международного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4 предпринимательский риск
- 4.1 Сущность рисков и потерь в международном предпринимательстве
- 4.2 Классификация и система управления предпринимательскими рисками
- 1) По возможности страхования:
- 2) По возможности диверсификации риска:
- 4) По сфере возникновения:
- 6) По степени допустимости:
- 7) По степени обоснованности:
- Политический риск.
- 7) Прочие методы нейтрализации рисков:
- Глава 5 внешнеторговый контракт как база международного предпринимательства
- 5.1 Внешнеторговый контракт и методология его составления
- 5.2 Техника подготовки и заключения внешнеторговых сделок
- 5.3 Содержание условий втк
- 5.4 Исполнение внешнеторгового контракта
- Глава 6 торгово-посреднические операции в международном предпринимательстве
- 6.1 Понятие и виды торгово-посреднических операций
- 6.2 Организационные формы торгово-посреднических операций
- Глава 7 встречные операции в международном предпринимательстве
- 7.1 Понятие и особенности международной встречной торговли
- 7.2 Виды международных встречных сделок
- Глава 8 операции по обмену научно-техническими знаниями в международном предпринимательстве
- 8.1 Теоретические основы международного обмена технологиями в предпринимательской деятельности
- 8.2 Операции по обмену лицензиями в международном предпринимательстве
- 8.3 Операции по обмену инженерно-техническими услугами в международном предпринимательстве
- Глава 9 предпринимательство на международных товарных биржах, аукционах, торгах
- 9.1 Международные товарные биржи
- Биржевые рынки сша
- 9.2 Международные аукционы и торги
- 9.3 Международные выставки и ярмарки
- Ежегодные;
- Сезонные.
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10 международный франчайзинг как форма предпринимательской деятельности
- 10.1 Сущность международного франчайзинга
- 10.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
- 10.3 Обязанности сторон договора франчайзинга
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 11 факторинговые операции в международном предпринимательстве
- 11.1 Сущность международного факторинга
- 11.2 Факторинг и управление задолженностью предпринимательских структур
- 11.3 Договор факторинга
- Глава 12 особенности функционирования совместного предпринимательства
- 12.1 Экономическая сущность совместного предпринимательства
- 12.2 Организационные основы и особенности создания совместных предприятий
- 12.3 Эффективность функционирования совместного предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 13 интеграционные процессы в международном предпринимательстве
- 13.1 Интернационализация предпринимательской деятельности
- 13.2 Экономическая интеграция как основа взаимодействия предпринимательских структур
- 13.3 Особенности интеграционных процессов в региональных системах предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 14 международное предпринимательство в условиях торговой либерализации и интеграции
- 14.1 Торговая специализация России на мировом рынке
- 14.2 Вто и Россия: основные вопросы присоединения
- 14.3 Вступление России в вто и развитие отечественного сельского хозяйства
- Сценарий 3. Современная ситуация
- 14.4 Россия и мировые интеграционные процессы
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Приложение