2.3. Установление цен
Исходной базой для расчета экспортных цен является контрактная цена, определяемая на основе калькуляции всех расходов. Согласно условий «Инкотермс», разработанных Всемирной торговой организацией (ВТО), цена должна включать определенные расходы.
Калькуляция экспортной цены:
| Предварительная себестоимость |
| скалькулированная прибыль |
| цена с завода поставщика |
| перевозка с железнодорожной станции |
| стоимость услуг экспедитора |
| страхование |
| стоимость погрузки в вагон |
| цена «франко-железнодорожный вагон» |
| фрахт до границы |
| цена «франко-граница» |
| фрахт до места (порта назначения) |
| цена, включая фрахты до места (порта назначения) |
| расходы в порту: перевалка, складирование, портовые сборы, комиссия экспедитора в порту, дополнительные расходы (телефакс, телефон, почта) |
| цена «франко-порт отгрузки» |
| расходы на документы |
| расходы на коносамент |
| морской фрахт |
| цена «КАФ порта назначения» |
| страхование FRA |
| цена «СИФ порта назначения» или цена «с судна в порту назначения» |
| стоимость перевалки в порту назначения |
| импортная пошлина и оформление документов |
| цена «с пристани в порту назначения» |
| стоимость перевозки до места покупателя |
| цена «франко-покупатель», включая пошлину |
В ценообразовании на мировом рынке важное значение занимают ценовые скидки при продаже и покупке товаров.
Ценовые скидки – метод уторгования с учетом состояния рынка и условий контракта. В ходе переговоров покупателя и продавца цены, первоначально объявленные поставщиками в прейскуранте, подвергаются корректировке и в значительной степени снижаются. По оценкам некоторых специалистов их общий уровень составляет до 50% от величины первоначально объявленных справочных цен, а на отдельные товары – еще больше.
На мировых ярмарках, биржах, аукционах существует около 40 видов различных ценовых скидок. Среди них наиболее распространенные:
бонусные;
дилерские и брокерские;
за оплату товара наличными, или скидки «Сконто»;
специальные;
закрытые.
Бонусные скидки – применяются, главным образом, при крупных оптовых сделках. Необходимость их вызвана тем, что продажа и поставка товаров крупными партиями снижает бытовые расходы и переносит часть обязанностей по хранению и финансированию на потребителя. Они предоставляются крупным оптовым постоянным покупателям не за отдельную сделку, а за весь объем оборота в год, и составляют примерно 7–15% стоимости всего оборота. Бонусные скидки еще называют количественными, и они могут выступать как суммарные и простые.
Суммарные скидки устанавливаются в зависимости от количества покупаемых товаров в течение определенного времени, обычно за год. Их основная цель привязать покупателя к продавцу как единственному производителю данного товара. По своему объему и величине эти скидки занимают второе место после брокерских и составляют примерно 15% общего объема реализуемой продукции. Их уровень связан с величиной и серийностью заказа: на товары, которые пользуются массовым спросом, их размер относительно невелик; на товары и услуги, производимые малыми сериями или по индивидуальным заказам, скидки значительно возрастают. Это обусловлено издержками на производство.
Простые скидки (временные) предоставляются покупателям крупных партий товаров одноразово при продаже товаров массового спроса, имеющих сезонный характер.
Дилерские и брокерские скидки используются при продаже товаров оптом и в розницу через посредников. Их величина зависит от вида товара и объема посреднических услуг (иногда она достигает 30% объема реализованной продукции). Дилерами могут выступать отдельные лица или фирмы, которые занимаются перепродажей товаров преимущественно от своего имени на товарных и брокерских биржах. Брокер, как и дилер, осуществляет те же операции, только не принимает на себя права собственности на товары. Его основные функции заключаются в сведении покупателей с продавцом и содействии в проведении переговоров между ними.
Являясь составной частью мирового ценообразования, скидки, получаемые посредниками, представляют собой своего рода плату за услуги по продвижению товаров к потребителю, которые в ином случае должен бы был выполнить сам создатель товара. Реализуя товар, его производитель несет значительно бо;´льшие издержки, чем предоставляемая скидка дилерам и брокерам, поскольку те быстрее осуществят оборот капитала. Это особенно типично при поставках на экспорт продукции, где рынок захвачен крупными посредниками или оптовыми торговыми фирмами. Кроме этого, конкуренция на мировом рынке значительно жестче и требует огромных материальных и финансовых затрат.
Скидки за оплату товара наличными, или скидки «Сконто» представляют собой скидки с фактурной стоимости товара за оплату его в короткий срок или досрочно. Их уровень составляет примерно 3–5% всей стоимости сделки, но данная скидка улучшает финансовое положение производителя товаров с точки зрения наличных денег, поскольку платежи за отгруженный товар занимают от одного до трех месяцев.
Специальные скидки фирма-производитель предоставляет тем покупателям, с которыми имеет длительные связи или другие особые отношения. Их уровень составляет 5–8%, они являются коммерческой тайной и могут быть определены оценочно.
Закрытые скидки предоставляются на продукцию, обращающуюся в замкнутых экономических пространствах (например, скидки во внутрифирменной торговле, на рынках международных и региональных группировок или на товары, поставленные по специальным межправительственным соглашениям).
Скидки являются составной частью ценообразования и получили широкое распространение. Научно обоснованная политика предоставления скидок различного рода посредникам ускоряет процесс оборота капитала, уменьшает общие издержки производства и позволяет производителям-экспортерам получать прибыль.
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках