logo search
otvety_po_imo

10. Советская концепция "общеевропейского дома": замысел и проблемы ее реализации 1985-1990 гг.

В подготовленном МИД СССР в 1989 г. обзоре внешнеполитической и дипломатической деятельности СССР за апрель 1985 г. - октябрь 1989 г. этот проект определяется так: "Сущность выдвинутой Советским Союзом концепции общеевропейского дома состоит в том, чтобы установить в Европе межгосударственные отношения нового типа, основанные на всестороннем сотрудничестве". Речь шла о проекции базовых положений советской концепции "нового политического мышления" на европейские реалии второй половины 80-х - начала 90-х гг..

Прежде всего следует отметить, что из всего многообразия терминов, употреблявшихся в тот период для обозначения европейского направления внешней политики СССР (2), наиболее удачным представляется именно проект "общеевропейского дома". Речь действительно шла о проекте, представлявшем собой определенный набор, во-первых, концептуальных положений и, во-вторых, конкретных внешнеполитических инициатив СССР по проблемам международных отношений в Европе, адресованных как западным партнерам, так и восточноевропейским союзникам СССР. Разработка этого проекта растянулась на весь период перестройки в Советском Союзе и проходила в самой непосредственной увязке с ходом внутренних преобразований в СССР.

С известной долей условности можно выделить два этапа в разработке советского проекта "общеевропейского дома". Первый этап - 1985-1989 гг. - это, преимущественно, время формулирования принципов обновления европейской политики СССР и выдвижения конкретных инициатив. Второй этап - 1989-1991 гг. - это реализация заявленных ранее принципов и инициатив, согласованных к этому времени с другими акторами международных отношений в Европе.

Водоразделом между двумя этапами разработки проекта "общеевропейского дома" является начало внутренней политической реформы в Советском Союзе, санкционированной ХIХ конференцией КПСС летом 1988 г.

Истощение экономических ресурсов СССР во второй половине 80-х гг. диктовало потребность быстрой интеграции страны в мировую экономику. Европа в этом отношении была наиболее предпочтительным каналом. И наконец, экономические соображения заставляли советское руководство форсировать процесс сокращения вооружений.

В 1985 г., во время визита во Францию, были обнародованы новые подходы СССР к проблемам европейской безопасности. Суть изменений - четкое осознание и признание того, что безопасность в Европе не может быть обеспечена военными средствами. Отсюда - приглашение Запада к политическому диалогу. И, плюс к тому, - задолго до того как сам термин "деидеологизация" был узаконен в советском политическом словаре - принципиальное замечание о том, что идеологические расхождения между государствами двух систем не следует переносить на уровень их межгосударственных отношений. В апреле 1987 г. во время визита в Чехословакию М. С. Горбачев впервые в наиболее целостном виде изложил концептуальные основы советского проекта "общеевропейского дома". В систематизированном виде их можно свести к следующему:

1- Признана определенная цивилизационная целостность Европы "от Атлантики до Урала"

2 - Намечены пути преодоления конфронтации в Европе в условиях

сосуществования государств, принадлежащих к разным общественно-политическим системам: преодоление военного противостояния двух военных блоков в Европе путем понижения уровня их военного противостояния; поиски точек соприкосновения в ходе интеграционных экономических процессов в капиталистической и социалистической частях Европы; поиски точек соприкосновения в наиболее сложной для взаимоотношений государств двух систем сфере - гуманитарной.

3 - Обоснована необходимость реформирования отношений между социалистическими государствами "на основе равноправия и взаимной ответственности"

Реакция Запада на советский проект "общеевропейского дома" на первых порах была настороженной. Для Запада наибольший интерес представляла не столько концептуальная основа советского проекта, сколько его практическое содержание. На Западе широкое распространение получил тезис о том, что главное условие уменьшения "угрозы с Востока" - это внутренняя либерализация в социалистических странах

Позитивные изменения в реакции Запада на советский проект "общеевропейского дома" наметился к 1989 г. Свидетельством соблюдения СССР верности заявленным в рамках этого проекта принципам стало отношение советского руководства к двум поворотным событиям в послевоенной истории международных отношений в Европе. Во-первых, к смене политических режимов в социалистических государствах Центральной и Восточной Европе (далее ЦВЕ) в 1989-1990 гг. Во-вторых, к комплексу внутренних и внешних аспектов процесса объединения Германии в этот же период

В целом советский проект "общеевропейского дома" - в его концептуальной и практической части - во второй половине 80-х гг., безусловно, способствовал преодолению холодной войны в Европе. И в этом его позитивная роль. Однако до сих пор дискутируется вопрос о мере учета национальных интересов самого Советского Союза в ходе преодоления холодной войны в целом и в Европе - в частности. Иными словами, дискутируется вопрос о том, насколько советская внешняя политика времен перестройки была выгодна самому Советскому Союзу. Ряд оппонентов М. С. Горбачева утверждают, что во внешней политике в тот период советское руководство пошло на неоправданные односторонние уступки Западу.