logo search
otvety_vse

Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.

Индия-Пакистан: проблемы ядерного сдерживания

"Холодная война не переросла в "горячую" войну в силу того, что США и СССР обладали ядерными потенциалами". Это представляет собой наиболее общие рассуждения о том, почему две сверхдержавы не вели войн друг против друга между 1945 и 1991 гг. Это также содержит одно из основных допущений о ядерном сдерживании: посредством принципа взаимного гарантированного уничтожения ядерное оружие предотвращает войну.

Сегодня, спустя почти 20 лет после окончания холодной войны, существует еще один конфликт, который представляет собой некоторые характеристики конфронтации между сверхдержавами: индо-пакистанский конфликт. С 1947 года эти две страны воевали или находились почти в состоянии войны в течение значительных промежутков времени: причем каждая из сторон сомневается в территориальных амбициях своего соседа.

После достижения независимости от Британской империи, Индия и Пакистан были вовлечены, по крайней мере, в три крупные войны (в 1947, 1965 и 1971 гг.) и одну менее крупную (Каргильский конфликт 1999 г.). Но здесь следует отметить, что в течение последних 25 лет и в противоречие международным нормам и правилам ядерного распространения, эти государства приобрели ядерное оружие, полностью изменив региональный стратегический сценарий. Тем не менее, ядерный фактор использовался и используется некоторыми учеными и экспертами по Южной Азии для того, чтобы объяснить отсутствие недавних крупных конфронтаций ("операция Паракам" – значительное наращивание вооруженных сил обеими странами по обе стороны границы между ними после теракта 13 декабря 2001 года против индийского парламента, и как следствие этого, вооруженное противостояние между двумя странами в 2001 – 2002 гг – это особый случай - авт.), между этими двумя соседями.

То есть многие ученые и эксперты, как индийские, так и пакистанские, а также некоторые западные эксперты склонны считать, что отсутствие военных действий между Индией и Пакистаном было вызвано ядерным сдерживанием. Посмотрим теперь, как это ядерное сдерживание работало и работает в исторической перспективе. Дело в том, что отношения ядерного сдерживания между Индией и Пакистаном, как считают некоторые индийские аналитики, предшествует открытой демонстрации их ядерных потенциалов в 1998 году. Все началось, по их мнению, с т.н. индийского "мирного ядерного испытания" в 1974 году и даже раньше, с января 1972 года, когда тогдашний премьер –министр Пакистана З.А. Бхутто объявил на совещании ведущих атомщиков страны о том, что Пакистан будет разрабатывать ядерное оружие. К концу 1980 гг. было широко распространено мнение, что Индия и Пакистан приобрели рудиментарный потенциал ядерного оружия и находились в отношениях т.н. "отложенного ядерного сдерживания" или "невепонизированного сдерживания".

Термин "отложенное сдерживание" приписывают коммодору (в отставке) Джасджиту Сингху и он имеет отношение к такому состоянию, когда страна обладает потенциалом создания ядерного оружия, но не проводила ядерных испытаний или не соединяла отдельные компоненты ядерного оружия, для того, чтобы иметь готовый ядерный боеприпас. Американский эксперт по Южной Азии Эшли Теллис описывает "невепонизированное сдерживание" как положение, при котором все дискретные элементы систем ядерного оружия были уже созданы, но без проведения какого-либо ядерного испытания. Таким образом, на наш взгляд, ситуация с "отложенным ядерным сдерживанием" продолжалась вплоть до мая 1998 года (даже с учетом того, что в 1990 году между Индией и Пакистаном возник кризис "Брэсстэкс", когда, как полагают многие западные эксперты, Пакистан готов был отдать приказ о боевом вылете своих истребителей F-16, с ядерным оружием на борту, полагая, что Индия готовится нанести конвенциональный удар по Пакистану – авт.).

С мая 1998 года ядерное сдерживание стало "вепонизированным", т.е. приобрело характер сдерживания при наличии определенного количества ядерного оружия у обеих сторон.

По мнению индийских аналитиков, ни Пакистан, ни Индия не обладают точными системами разведки или предупреждения. Таким образом, нельзя исключать возможность возникновения случайного ядерного конфликта в Южной Азии. Их слабые системы контроля и управлении и относительное отсутствие опыта в управлении ядерным оружием, делают возможным неумышленный переход "красных линий".

Также стороны не разработали открытую политику в отношении своих ядерных активов. Фактически, позиции, занимаемые и Индией, и Пакистаном являют собой непрозрачность: имеется постоянная неуверенность в отношении числа ядерных боеприпасов, которыми они располагают, их местами хранения и степени готовности к использованию, а также планы, которые были разработаны для их доставки.

Неуверенности в отношении размеров и готовности ядерных сил оппонента могут навязать осторожность. Но она также ведет страну к недооценке воли оппонента или способности его ответа, делая ее осмелевшей для эскалации кризиса или для превентивного удара. Это было наиболее очевидным во время так называемого Каргильского кризиса, когда Пакистан был готов применить ядерное оружие в случае удара Индии вглубь его территории, и только международное вмешательство.