3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
Наиболее распространенным методом государственного влияния на цены является тариф, илипошлина, представляющая собой государственный налог на товары, пересекающие границы стран. Если пошлина взимается вывозящей страной, то она называетсявывозной пошлиной; если страной, через которую товары провозятся, –транзитной пошлиной; если ввозящей страной –ввозной пошлиной. Последняя считается самой распространенной в мировой практике.
В целях создания ценового преимущества, а значит и повышения конкурентности товаров национального производства, государства широко используют ввозную пошлину или, так называемую, импортную пошлину, которая является средством повышения цен на импортные товары.
Пошлина выступает как акцизный налог на импортные товары. Она вводится в целях получения доходов или создания ценовых условий для конкурентоспособности национальных товаров. Условие назначения пошлин обусловило их деление на:
фискальные– используются государством на товары, которые не производятся в стране. Данной пошлиной облагаются многие сельскохозяйственные товары (кофе, апельсины, бананы и др.), а также некоторые промышленные товары;
протекционистские– предназначены для защиты национальных товаропроизводителей и стимулирования внутреннего производства товаров, облагаемых данным видом пошлин.
Поскольку пошлины включаются в цены товаров и услуг и перекладываются на потребителя, их применение играет важную роль в мировом ценообразовании (рис. 3.3).
Производство Рис. 3.3. Влияние защитной политики на цены
Ставка пошлин может устанавливаться как денежный налогв расчете на единицу товара и в виде процента. На основе этого пошлины делят на:
специфические– устанавливаются на единицу товара;
стоимостные (одволорные) – величина налога определяется в виде процента от стоимости продукции.
Пошлины
Ставки налога на экспорт и импорт различных товаров сильно дифференцированы. Например, налог на экспорт обуви составил 50% от стоимости, а на мрамор, гипс, соль, изделия деревянные, стекло и др. – около 2%. Дифференциация ставок налогов на импорт еще более значительна. Например, на спирт этиловый денатурированный – 120%, спиртные напитки – 80%, виски и джин – 150%. Вместе с тем, на многие импортные товары тарифы установлены от 1 до 5%, а то и вовсе они освобождены от пошлины.
Дифференциация таможенных пошлин зависит от многих факторов. Большое влияние на их величину оказывает степень обработки товара. Более высокими пошлинами облагаются трудоемкие готовые изделия, поскольку сильная иностранная конкуренция на рынке этих товаров может привести к закрытию отечественных предприятий и повысить общий уровень безработицы в стране. Например, в США пошлина на хлопок составляет 1,1%, на хлопчатобумажные ткани – 8,7%, а на одежду – 22,7%. В странах ЕС кожаное сырье и хлопок ввозятся беспошлинно, тогда как обувь, ткани и телевизоры облагаются пошлиной в 20–22%. Дифференциация пошлин зависит от уровня развития страны: чем он ниже, тем выше ставки таможенных пошлин.
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках