logo search
otvety_po_imo

14. Советская концепция нового политического мышления: базовые концептуальные положения.

Новое руководство страны, возглавленное в марте 1985 г. М. С. Горбачевым, сразу же заявило о необходимости коренного пересмотра приоритетов развития и выдвинуло программу ускорения и перестройки. В области экономической политики она предусматривала приоритетное развитие машиностроительного комплекса как основы ускорения научно-технического прогресса, в социально-политической сфере - демократизацию всех сторон жизни общества, включая как производственные отношения, так и государственное управление, а также дозированное внедрение некоторых политических свобод.

Необходимо было коренным образом перестраивать внешнеполитическую стратегию государства, оптимизируя и видоизменяя советские внешнеполитические интересы, обеспечивая тем самым внешние условия для реализации намеченных преобразований. Для этого в первую очередь надо было продемонстрировать миру реальное, а не декларативное миролюбие советской внешней политики, доказательно убедить всех внешнеполитических партнеров Советского Союза в готовности кардинально изменить его внешнеполитический курс.

В течение этого времени Москва возобновляет сделанные ранее предложения о неприменении первыми ядерного оружия, о заключении договора между ОВД и НАТО о неприменении силы и угрозы силой, подтверждает объявленный в 1983 г. мораторий на вывод в космос противоспутникового оружия. Однако повторения прежних советских предложений было явно недостаточно. И тогда в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы рождается новая советская инициатива: установление одностороннего моратория на проведение ядерных испытаний - сначала до конца 1985 г., а затем еще на один год. Одновременно СССР пригласил другие ядерные державы присоединиться к мораторию на проведение ядерных испытаний.

Более комплексный характер носили выдвинутые внешнеполитические инициативы, выдвинутые на XXVII съезде КПСС в феврале-марте 1986 г. На съезде советское руководство предложило комплексную программу создания всеобъемлющей системы международной безопасности.

СССР уже не ограничивался в своих внешнеполитических инициативах военно-политической сферой, но поднимал вопросы установления новых, более справедливых международных экономических отношений, а также впервые по собственной инициативе выдвигал достаточно широкомасштабные предложения в области гуманитарного сотрудничества.

Реализация вышеозначенных и других мер требовала смены идеологической

парадигмы, на которой базировалась советская внешняя политика.

В этой сфере, пожалуй, больше, чем в какой-либо другой, проявила

себреформаторская с Базовым принципом стала деидеологизация международных отношений, их гуманизация, переход к примату общечеловеческих ценностей. Новая внешнеполитическая доктрина рассматривала современный мир как противоречивый, но взаимосвязанный и взаимозависимый целостный комплекс, где глобальные проблемы приобретают жизненное значение для судеб человеческой цивилизации сущность нового советского руководств.

Немало внимания было уделено формулированию новых задач в области военной стратегии, выдвижению концепций, понятных и приемлемых

для внешнеполитических оппонентов СССР. Во главу угла был поставлен

тезис о том, что главными факторами обеспечения безопасности государства

должны стать не военные, а политические средства.

Одним из важнейших шагов такого рода стали инициативы ССС, выдвинутые М. С. Горбачевым в его выступлении в ООН в декабре 1988 г., когда Советский Союз объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 500000 человек, в том числе 120000 в азиатской части страны (из них 80000 в зоне советско-китайской границы), а также проявленная готовность пойти на значительные сокращения обычных вооруженных сил и вооружений СССР и стран Варшавского договора на венских переговорах по сокращению обычных вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

Новые советские руководители заявляли о необходимости обеспечить каждому народу права на выбор собственного пути развития, что вступало в противоречие с проводившимся Советским Союзом в предшествующие десятилетия принципом социалистического интернационализма, подразумевавшим возможность в случае возникновения "угрозы социалистическим завоеваниям" в той или иной стране соцсодружества применения любых, в том числе и военных мер для "защиты социалистического строя".

Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей, советское руководство вынуждено было существенно модифицировать и другой базовый принцип своей внешней политики - принцип мирного сосуществования.

Важным был и сделанный советским руководством пересмотр подходов к характеру взаимодействия со своими политическими оппонентами Оно подразумевало прежде всего наличие примерно равных потенциалов, позволявших вести диалог с Западом с позиции силы, способность в жесткой борьбе обеспечивать или даже навязывать реализацию своих политических установок ("баланс сил").действия со своими пол Такая позиция СССР позволяла обеспечить возможности возникновения новой ситуации в глобальных международных отношениях - она выводила региональные конфликты, их мотивы, движущие силы и участников за рамки планетарного биполярного противостояния, позволяла, с одной стороны, решать региональные проблемы конкретно и по отдельности, вне контекста глобальных межсистемных противоречий, а с другой - отделяла сложные международные проблемы глобального характера от многочисленных "помех" в виде продолжавшихся региональных конфликтов.

Наконец, к концу 80-х гг. СССР сделал еще ряд существенных шагов навстречу Западу, заявив о своей готовности к изменению подходов к проблеме реализации прав человека в Советском Союзе и встав на путь существенной демократизации политической жизни страны.