logo search
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

1.3.2. Конституционный кризис 1993 г.

В начале 1993 г. предполагалось договориться о списке и содержании вопросов, выносимых на референдум. Но VIII внеочередной съезд народных депутатов, проходивший 10-13 марта, отменил решение о референдуме. В ответ 20 марта 1993 г. Ельцин в обращении к гражданам России заявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой конституции. Любые действия должностных лиц, направленные на отмену или приостановление действия указов президента, объявлялись незаконными. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил. Собравшийся ночью 22 марта Конституционный Суд признал действия президента не соответствующими сразу девяти статьям действовавшей конституции. Это позволило народным депутатам, срочно собравшимся 26 марта на IX внеочередной съезд, назвать действия президента попыткой государственного переворота, что предусматривало, согласно Конституции, его отрешение от власти. Однако попытка отстранить Б. Н. Ельцина от власти закончилась неудачей — необходимое количество голосов собрать не удалось. Кризис власти завершился очередным компромиссом. Президент отказался от своего обращения, а съезд принял решение о проведении 25 апреля референдума. Ветви власти договорились о вынесении на референдум четырех вопросов: «Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину»; «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 г.»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации»; «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ».

На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан (58%) поддержало президента и его политику и высказалось против досрочных перевыборов как президента, так и Верховного Совета. Ельцин расценил итоги референдума как свою победу и приступил к активной подготовке конституционной реформы.

29 апреля 1993 г. на совещании руководителей республик в составе Российской Федерации, глав администраций краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга Б.Н.Ельцин впервые огласил идею Конституционного совещания как органа по выработке текста нового Основного закона страны. Будучи председателем Конституционной комиссии, созданной Верховным Советом еще в 1990 г., президент России не пожелал опереться на нее. Во-первых, Конституционная комиссия подготовила проект конституции парламентской республики, что не устраивало Б.Н.Ельцина, а во-вторых, к тому моменту имели хождение уже несколько проектов новой конституции, и, следовательно, стояла задача их согласования, что было явно не под силу Конституционной комиссии в силу ее оппозиционности. К тому же президент намеревался вовлечь в подготовку новой конституции широкие слои российской элиты: представителей федеральных органов власти, законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, политических партий и движений, бизнеса, профсоюзов, религиозных конфессий, Академии наук. В работе Конституционного совещания могли участвовать представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда и Генеральной Прокуратуры.

Конституционное совещание было торжественно открыто в Кремле 5 июня 1993 г. Работа велась раздельно по палатам, а потом результаты их деятельности анализировались рабочей Комиссией по доработке новой конституции. Для обсуждения был предложен вариант, который до этого был синтезирован из нескольких имевшихся к этому моменту проектов. 12 июля проект конституции был одобрен всеми тремя палатами и направлен во все субъекты федерации для обсуждения. Параллельно в регионы Верховный Совет разослал свой проект, подготовленной Конституционной комиссией. В первых числах сентября представители Кремля и Верховного Совета безуспешно искали возможности согласования двух проектов. Противостояние президента и Верховного Совета усиливалось.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявивший о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов и проведении выборов в новый законодательный орган власти — Федеральное Собрание. Верховный Совет подлежал роспуску. Хасбулатов оценил действия Ельцина как государственный переворот. Около 24 часов 21 сентября в Белом доме на экстренную (7-ю) сессию собрался Верховный Совет с единственным вопросом в повестке дня— «О политической ситуации в Российской Федерации, сложившейся в результате государственного переворота». Одновременно Конституционный Суд признал указ президента № 1400 и его обращение к гражданам России не соответствующими целому ряду статей действовавшей конституции, из чего сделал вывод о том, что эти документы служат основанием для отрешения Ельцина от должности.

Верховный Совет, руководствуясь статьей 121 (п. 6) Конституции 1978 г., гласившей, что полномочия «президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно», принял постановление «О прекращении полномочий президента Российской Федерации Ельцина Б. Н.». Исполнение обязанностей президента было возложено на вице-президента А. Руцкого, который в час ночи 23 сентября принял присягу. Антиконституционными признал действия Б. Н. Ельцина и Конституционный Суд. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и президента.

Здание Белого дома, в котором укрылись оппозиционно настроенные депутаты Верховного Совета, было блокировано. 2 октября на Смоленской площади в Москве произошло столкновение между милицией и сторонниками Верховного Совета, пытавшимися прорваться сквозь кордоны к «Дому Советов». Пролилась кровь. На следующий день 3 октября 1993 г. толпа возбужденных сторонников парламента прорвала милицейские заслоны, прошла от Октябрьской площади до Белого дома и разблокировала его. В тот же день вооруженные отряды сторонников Верховного Совета захватили здание мэрии и предприняли попытку взять штурмом телерадиокомплекс «Останкино». С обеих сторон появились первые жертвы.

Указом президента РФ с 16 часов 3 октября 1993 г. в Москве было введено чрезвычайное положение, а 4 октября в 6 часов 45 минут начался штурм Белого дома. В 9 часов 20 минут подошедшие танки открыли огонь по зданию. К 17 часам в результате осады и танкового обстрела Белый дом пал. Руководители обороны А. В. Руцкой, Р.И.Хасбулатов, В.Баранников, В. Ачалов, А.М.Макашов и другие были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово.

Точное число убитых (в связи с прекращением уголовного дела) неизвестно. По официальным данным, 3-4 октября 1993 г. погибли 145 человек. Оппозиционные газеты называли значительно большее число погибших — до 1500 человек. События 3-4 октября 1993 г. остаются предметом острых дискуссий политического и нравственного характера, в российском обществе.

Одержав победу, президент подписал указ о проведении выборов в новый законодательный орган — Федеральное Собрание, состоящий их двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина — по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой конституции.

7 октября 1993 г. указом президента были распущены Советы в Москве. 22 октября президент подписал указ «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации». Этим указом объявлялись выборы в представительные органы власти в регионах в период с декабря 1993 по март 1994 г. 26 октября 1993 г. указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных советов прекращалась, их функции передавались главам местной администрации. Выборы же новых органов местного самоуправления предполагалось провести с декабря 1993 по июнь 1994 г. Таким образом, в результате целого ряда указов, последовавших за подавлением сопротивления Верховного Совета, Советская власть, просуществовавшая 76 лет, была ликвидирована. Исполнительной власти оставалось только закрепить достигнутые успехи принятием новой конституции и проведением выборов в новый парламент России.

12 декабря 1993 г. на референдуме за президентский проект конституции проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (32,3% общего числа избирателей страны). Новый Основной закон устанавливал в России смешанную (президентско-парламентскую) республику. Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное Федеральное Собрание. Конституция существенно упрочила позиции президента. Одновременно с референдумом по принятию новой конституции проходили выборы в Государственную Думу. По партийным спискам четверть голосов избирателей получила ЛДПР во главе с В.В.Жириновским, 15% голосов — «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром; значительное количество голосов получили представители КПРФ (лидер — Г.А.Зюганов). Вслед за выборами в Федеральное Собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданные вместо распущенных Советов. Права Государственной Думы были значительно урезаны по сравнению с полномочиями распущенного Верховного Совета. Депутаты потеряли право контроля над деятельностью административных органов (право депутатского запроса).