Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
Внешняя ситуация для России, с точки зрения нашей стратегической безопасности, отнюдь не ухудшается, она является стабильно плохой с начала 90-х годов, и в этом смысле, может быть, даже слегка улучшилась. Дело в том, что политическим фактом является то, что Россия - единственная из стран, возникших после распада СССР, которая не получила ни от одной международной организации никаких реальных гарантий безопасности.
Я думаю, что интересны, в сущности, не описания и не комментарии, а изменения, которые происходят, и в ближайшее время будут происходить в нашей концепции политики на постсоветском пространстве и в механизмах ее реализации.
Во-первых, Россия сейчас подвергает ревизии свою политику на постсоветском пространстве и механизмы ее обеспечения. Полностью отставлена концепция ближнего зарубежья, которая мертва, и попыток ее восстановления ждать не следует. Как раз именно концепция ближнего зарубежья и привела, с одной стороны, к примитивизации в 90-е годы российской политики на постсоветском пространстве, а с другой стороны, она основывалась на предположении, что международные структуры и мировое сообщество определенным образом гарантируют безопасность России в рамках этого ближнего зарубежья. Поскольку это не подтвердилось, сегодня тема ближнего зарубежья неактуальна.
Доктрина ближнего зарубежья основывалась на идее сохранения общими силами мирового сообщества и международных организаций советского уровня стратегической безопасности для России. Бессмысленно сейчас критиковать этот миф, но факт, что он сегодня не действует. Это, естественно, ослабляет, и Содружество Независимых Государств, которое возникло тоже в рамках этой доктрины. За это время возникли новые структуры на постсоветском пространстве и сейчас бессмысленно пытаться их увязывать со старыми концепциями.
Второе. Эта тема не относится непосредственно к постсоветскому пространству. Надо, безусловно, понимать, что существует приоритет. Во всяком случае, на протяжении ближайших лет, как минимум, президентства Владимира Путина и, видимо, президентства его ближайших преемников, приоритетом внешней политики России будет превращение России в мировую державу XXI века или, если угодно, восстановление России в качестве мировой державы XXI века из нынешней слабой региональной державы с сырьевой экономикой. Это, безусловно, трудная задача, и решать ее надо на основе реалистического представления о себе, о своих соседях и своих союзниках. Отсюда следует, что принципом России в подходе к своим партнерам на постсоветском пространстве будет здравый смысл и значительно большая прозрачность, попытки установления которой, собственно, начались с прошлого года.
Позиция, занятая Россией во время выборов в Украине, была, собственно говоря, первой попыткой ведения открытой политики, о чем президент Владимир Путин и говорил на встрече с президентом Украины Виктором Ющенко. Президент впервые очень прямо и откровенно сформулировал некое, если хотите, доктринальное обстоятельство, некую концепцию, которой Россия придерживалась, и будет придерживаться в отношении своих соседей. А именно то, что Россия не будет выстраивать политические проекты, политические схемы за спиной суверенных правительств на Евровостоке.
Россия признает особую приоритетность межгосударственных отношений с той властью, с той, разумеется, демократически избранной властью, которая действует в данный момент в данном суверенном государстве, будь то Украина, Белоруссия, Молдова, Казахстан, Армения. Этот принцип сохраняется, но при этом я обращаю внимание на тезис Путина о том, что Россия не будет интриговать, не будет взаимодействовать с оппозицией за спиной у действующей власти. Путин не говорил, что Россия не будет взаимодействовать с оппозицией открытым образом. И в этом смысле один из первых пересмотров, которые в нашей политике уже делаются, состоит в том, что Россия будет взаимодействовать со всем политическим спектром своих стран-соседей, будь то официальные, будь то оппозиционные, и в том числе и с негосударственными организациями. Подчеркиваю, речь, конечно, идет о партиях демократической части спектра, о системных политических группах, не об экстремистских, ни в коем случае, не радикальных или подпольных группах. Политическое взаимодействие России с такими группами у соседей исключено.
В дальнейшем президент нашей страны-партнера или страны-союзника, сохраняя значение нашего центрального партнера, представителя соответствующего государства, не рассматривается Россией как монопольный представитель всего общества. То есть, разумеется, господин Ющенко, пользуясь всем авторитетом представителя высшей украинской власти, не рассматривается нами как человек, который вправе монопольно трактовать позицию украинского общества и всех украинских политических и неправительственных организаций. Кстати, еще один безусловный пересмотр, который уже делается, это отношение к взаимодействию с негосударственными и неправительственными организациями стран Евровостока. Безусловно, мы начинаем с ними взаимодействовать, и будем с ними взаимодействовать. И считаем, что во время выборов в Украине имела место, безусловно, недооценка и низкий уровень взаимодействия российского общества и украинских неправительственных организаций. В дальнейшем такой недооценки мы постараемся не допускать.
Разумеется, возникает вопрос о Евросоюзе. У нас очень популярна тема взаимодействия России и Евросоюза как конкуренции за пространство. Это очень примитивная, убогая концепция, убогая даже для довоенной геополитики, она не отражает реальность. С нашей точки зрения, Европейский Союз, включая в себя, уже даже при том уровне участия в нем восточных стран, страны Центральной и Восточной Европы, приобретает все более открытый характер, в том числе и для российской политики, и для российских интересов. И Россия, разумеется, приветствует формирование внутри Евросоюза более открытой палитры, более широкого спектра стран. При том, что мы выстраиваем свои отношения как с представителями старой элиты Евросоюза, так и с представителями новых стран, входящих в Евросоюз, и усиливающих его восточное позиционирование. Евросоюз все более становится в этом смысле ориентированной на Восток организацией, и это делает его все более доступным нашей аргументации. Здесь при том имеет место конфликт.
Надо сформулировать достаточно ясно позицию России. Во время выборов в Украине со стороны одной из стран Евросоюза, лидера одной из стран Евросоюза, господина Квасьневского, мы столкнулись с политической формулой, которая, собственно, суммирует все, что мы, Россия, официально, и практически большинство политических сил России, отвергаем и будем категорически отвергать впредь. То, что можно назвать доктриной господина Квасьневского, который сформулировал тезис, что лучше Украина без России, чем Украина с Россией. Это концепция столь же антироссийская, сколь и антиевропейская, в сущности. Эта концепция, исходящая из того, что в Европе будет создаваться какая-то стена, какая-то новая линия противостояния, и странам будет предлагаться выбирать сторону баррикад.
Мы оцениваем эту доктрину как концепцию ограничения и отбрасывания России. Еще раз подчеркиваю, попытка какой-то бы то ни было из стран Европы, Восточной или Западной, сильной или слабой страны, поощрения доктрины отбрасывания России, будет создавать конфликтные отношения с данной страной, это надо просто очень ясно понимать. Помимо того, что это само по себе некоторая глупость, то есть это попытка наложения на гигантское поле проблем объединения Европы искусственной геополитической схемы, не отражающей никаких актуальных задач. Это исключенный момент.
Но мы при этом будем вести очень ясный мониторинг того, каким образом ведут себя страны по отношению к данной доктрине, по отношению к данной концепции. И для нас достаточно заметна, допустим, попытка ряда стран Балтии играть на этом поле. Мы будем против этого возражать, и будем давать этому отпор.
Кстати, еще одна вещь, которая, разумеется, будет уточняться сейчас, это представление о зоне интересов России. Да, когда-нибудь Россия станет опять мировой державой, и у нее будет глобальная зона интересов. Сейчас это не так, сейчас наша зона интересов отнюдь не глобальна и не охватывает весь земной шар. Сейчас существуют страны, в которых у нас сосредоточены интересы. И вхождение каких-то из этих стран в Евросоюз или в НАТО не будет означать, что они тем самым выпадают из зоны наших интересов. Страны Балтии, безусловно, находятся в зоне наших интересов. В частности, по таким темам, как транзит или позиция по отношению к русскому языку и положению русской общины в странах Балтии. Эта ситуация не изменится от того, в какие объединения входят данные страны. Мы просто будем использовать их вхождение в новые объединения для того, чтобы усилить и мониторинг наших интересов, и влияние. Вхождение в Евросоюз не уменьшило, а увеличило влияние России на положение в странах Балтии, вот в чем парадокс. И в этом смысле мы прекрасно это осознаем.
Революция в Украине не является предметом, и не будет являться предметом или темой взаимоотношений России и Украины. Во время общения Путина с Ющенко украинская революция не была темой переговоров, и, собственно, она нас и не интересует как тема. При том, что внутри России, конечно же, у нас полностью сформировано представление о нашем отношении к такого рода явлениям.
Но в отношении с Украиной у нас не возникло никаких новых проблем. Ситуацию с кандидатурой госпожи Тимошенко называют часто как какую-то проблему между Россией и Украиной, такой проблемы нет. Госпожа Тимошенко, что хорошо известно и нашим бюрократам, и нашим бизнесменам, является в высшей степени договороспособным человеком, что она неоднократно подтвердила, заключая сделки в России. Именно это является предметом особого интереса российской прокуратуры. Но эти сделки не говорят о недоговороспособности госпожи Тимошенко, а ровно наоборот, говорят о том, что у нее очень хорошие и проработанные связи в России, что, безусловно, можно приветствовать.
Россия располагает обширной информацией о каких-то, может быть, сомнительных, согласно нашему законодательству, данных, особенностях биографии тех или иных политиков на постсоветском пространстве. Это не мешает нашему взаимодействию с данными странами, потому что в центре остаются, безусловно, основные приоритеты. Поэтому надо понять, что у России нет специальных ставок в этом вопросе. Но при этом мы, разумеется, ведем и будем вести регулярный мониторинг соблюдения Украиной заключенных договоренностей, как формально заключенных, так и предварительно согласованных.
И в этом вопросе, здесь тоже можно сформулировать определенный принцип: Россия абсолютно открыто относится к тем или иным намерениям Украины в XXI или в следующем веке вступить в то или иное сообщество. Но Россия точно не допустит, чтобы интеграционные программы, которые развиваются между Украиной и Россией, стали источником финансирования политики продвижения в другом направлении, то есть, чтобы они стали прикрытием и своего рода финансовой гарантией политических рисков вступления Украины в Евросоюз. Конечно же, Россия не будет оплачивать политику вступления Украины в Евросоюз, это достаточно очевидно. Но мониторинг этого обстоятельства будет вестись, поэтому поддержание многовекторности, я беру форму господина Кучмы, если Украина будет пытаться воспроизвести форму многовекторности, как форму финансирования своих рисков за счет России и за счет интеграционных схем, разумеется, это породит проблемы и будет так или иначе блокировано.
Уровень наших отношений с Белоруссией на данном этапе нас полностью устраивает. Здесь еще одна вещь, которую пора сформулировать: Россия будет различать ясно между теми или иными свойствами политического режима наших соседей и соблюдением ими своих обязательств, в том числе и союзнических. Белоруссия является образцовым союзником, она является экономически успешным государством, она является, между прочим, европейским государством. И то обстоятельство, что те или иные политические группы Белоруссии не в состоянии сформировать оппозицию, является их проблемой, а не проблемой России. Россия не будет, безусловно, как уже сформулировал Путин, формировать какие-то оппозиционные проекты в соседних странах, Россия не будет спонсором оппозиционных проектов в соседних странах. Это, безусловно, наша позиция.
Для реализации этих и других изменений в нашей политике будут предприняты соответствующие организационные меры. Безусловно, кампания в Украине выразила очевидный, очень глубокий недостаток, как по линии организационного и межведомственного обеспечения нашей внешней политики, так и по линии концепционного ее обеспечения, в частности, за счет искусственного, на мой взгляд, ограничения состава участвующих в обсуждении тех или иных решений людей, в том числе и неправительственных экспертов.
Я думаю, что спектр внешнеполитических концепций и экспертных оценок, представленных в обществе, будет учитываться в большей степени за счет развития соответствующих подразделений в составе нашей исполнительной и законодательной власти, и будет действовать ряд постоянных совещаний в этой области, которые будут выходить на необходимые, может быть, в некоторых случаях на воссозданные секторы в ведомствах исполнительной власти, будь то правительство или администрация президента. Эти организационные вопросы сейчас прорабатываются, и они, я думаю, в ближайшее время станут известны.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество