Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
Роль Южной Кореи в регионе. Анализ оборонной политики Южной Кореи с семидесятых годов прошлого века по наше время показывает, что Сеул решительно и результативно развивает свой военный потенциал, строго придерживаясь принципа его пропорциональности потенциалу экономическому. Растущая доля в мировых расходах на вооружения, прочные военно-политические связи с США, размещение американского военного контингента на своей территории и развитие собственной оборонной промышленности делают Южную Корею одним из ведущих игроков в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Правда, соседи – Япония и Китай – тратят на оборону еще больше, хотя им непосредственная опасность практически не угрожает. Истории о «шутках» северокорейского лидера, неоднократно менявшего свою позицию по самым жизненным для своего южного соседа вопросам ракетной и ядерной программы, еще не успели забыться всеми, кто внимательно следит за обстановкой в этом неспокойном регионе. Опыт военного строительства в Южной Корее, несомненно, интересен и заслуживает пристального изучения специалистами. Россия в не меньшей степени, чем Южная Корея, нуждается в коренной перестройке и перевооружении армии, и экономические и управленческие алгоритмы, используемые «азиатским драконом» в этом жизненно важном направлении, возможно, могут оказаться полезными и нашей «оборонке».
Отношения между двумя государствами складывались весьма напряженно. Руководство КНДР заявило о необходимости «объединения и полной независимости родины». На 38-й параллели неоднократно происходили вооруженные столкновения, а 25 июня 1950 г. начались военные действия.
Объединение. Война между двумя корейскими государствами была одновременно противоборством между СССР, который действовал совместно с КНР, и США. После длительных переговоров 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии.
Рубежом между двумя корейскими государствами осталась 38-я параллель. Состояние перемирия сохраняется и по сей день.
В послевоенный период КНДР неоднократно обращалась к Югу с предложениями объединить страну мирным демократическим путём, но сеульский режим отвергал все инициативы КНДР. Лишь в 1972 г. состоялись первые контакты и 4 июля 1972 г. было согласовано Совместное заявление Севера и Юга, в котором определены общие принципы объединения Кореи. Осенью 1985 г. впервые за 40 лет между Севером и Югом был осуществлён обмен художественными коллективами и группами «посещения родных мест» под эгидой обществ Красного Креста КНДР и Южной Кореи. В последующие годы КНДР выдвинула ряд новых предложений, в т. ч. о создании «Демократической конфедеративной республики Корё» при сохранении существующих в обеих частях страны политических систем (октябрь 1980 г.), о проведении трёхсторонних переговоров между КНДР, США И Южной Кореей (январь 1984 г.), о проведении межпарламентских переговоров для выработки декларации о ненападении (апрель 1985 г.), о превращении Корейского п-ова в безъядерную, мирную зону (июнь 1986 г.), о проведении военно-политических переговоров на высоком уровне (декабрь 1986 г.), о поэтапном сокращении в 1988-91 гг. армий Севера и Юга до 100 тыс. человек каждая при одновременном поэтапном выводе из Южной Кореи американских войск (июль 1987 г.). В ноябре 1990 г. было подтверждено предложение об объединении Кореи путем создания конфедерации и высказана идея созыва консультативного совещания представителей властей, лидеров политических партий Севера и Юга с участием их высших руководителей. В июне 1990 г. КНДР выступила с инициативой «о смягчении напряженности на Корейском полуострове и обеспечении мирной ситуации для объединения родины», предусматривающей ряд новых мер по созданию атмосферы доверия между Севером и Югом и поэтапному осуществлению разоружения в Корее. В том же году в Сеуле (сентябрь и декабрь) и в Пхеньяне (октябрь) состоялись 3 раунда переговоров между премьером Административного совета КНДР и премьер-министром Южной Кореи, посвященных вопросам снижения напряженности на Корейском полуострове и перспективам объединения страны, - первые со времени раскола Кореи контакты на таком высоком уровне.
В 1973 г. ХХVIII сессияГА ООН санкционировала роспуск «Комиссии ООН по восстановлению и объединению Кореи». В том же году КНДР был предоставлен статус официального наблюдателя при ООН. В 1975 г. ХХХ сессия ГА ООН одобрила проект резолюции, который призывает упразднить «командование войсками ООН», вывести все иностранные войска, дислоцированные в Южной Корее под флагом ООН, заменить соглашение о перемирии мирным договором и принять действенные меры по разрядке напряженности между Севером и Югом Кореи и обеспечению мира. Однако США, их союзники и южнокорейские власти игнорируют эту резолюцию.
В декабре 1991 г., КНДР и Республика Корея подписали соглашение о примирении, ненападении и сотрудничестве, а в феврале 1992 г. - Совместную декларацию о безъядерной зоне на Корейском полуострове, согласно условиям которой обе стороны провозгласили отказ от производства, хранения, размещения, приобретения или испытания ядерного оружия.
В декабре 1992г. в Южной Корее впервые за много лет прошли свободные прямые выборы и тридцатилетию правления военных был положен конец. Подписанные Сеулом и Пхеньяном документы могли составить базу для дальнейших переговоров о нормализации, т.к., во-первых, они содержали обязательства сторон разрешить конфликт мирно, а во-вторых, Юг по сути дела согласился учесть мнение Севера о необходимости исключить присутствие американского ядерного оружия на южнокорейской территории. Это означало повышение уровня военного доверия между Сеулом и Пхеньяном, т.к. американское оружие на юге полуострова традиционно рассматривалось как средство, позволяющее уравновесить численное превосходство по обычным вооружениям, которое КНДР имеет над Республикой Корея. Но решение вопроса о нормализации тормозится из-за неспособности корейских государств прийти к общему пониманию международно-политических реалий на полуострове.
Основным препятствием для урегулирования положения были и остаются опасения коммунистического руководства на севере страны в своей способности удержать власть в случае открытия КНДР внешнему миру, ослабления контроля над политической и частной жизнью граждан, притока в КНДР знаний, практики и опыта рыночной экономики и политического плюрализма. Стремясь удержаться у власти, северокорейское руководство ищет такую формулу отношений с Южной Кореей, США и Японией, которая позволила бы преодолеть экономическую и политическую изоляцию КНДР в мире, с одной стороны, и сохранить ее в качестве анклава социализма на базе идей "чучхе" ("самопомощи", "опоры на собственные силы") - с другой. Внешняя политика КНДР отличается сложностью и изощренностью тактики. В ряде случаев приходится констатировать, что, провоцируя напряженность на субрегиональном уровне, КНДР сумела добиться повышения своей роли в международных делах и фактически особого отношения к себе со стороны более сильных партнеров.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество