logo search
otvety_po_imo

13. Общеевропейский процесс в 1975-1986 гг.: "мадридский мандат" и результаты Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе.

Представители государств-участников СБСЕ на встрече в Мадриде согласились созвать конференцию по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе. Целью конференции являлось поэтапное осуществление эффективных и конкретных действий, направленных на укрепление доверия и безопасности и достижение разоружения. Участники Мадридской встречи согласились расширить зону применения мер доверия на всю Европу, а также прилегающий морской район и воздушное пространство. Было решено созвать эту конференцию в Стокгольме в январе 1984 г.

Стокгольмская конференция по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе проходила с 17 января 1984 г. по 19 сентября 1986 г.

Советский Союз пришел на Стокгольмскую конференцию со своими несколько модифицированными предложениями о мерах укрепления доверия и безопасности в Европе: неприменение первым ядерного оружия; заключение договора о неприменении силы; освобождение Европы от химического оружия; разработка дополнительных мер доверия, более широких по характеру и по охвату.

Страны НАТО пришли на Стокгольмскую конференцию с согласованной программой из шести пунктов. Она включала обмен информацией о структуре сухопутных сил и ВВС наземного базирования, а также ежегодными предварительными планами военной деятельности.

Предложения НАТО были направлены на достижение "транспарентности" (прозрачности) в военной области Советский Союз пытался перевести дискуссию в сферу общих политико-военных договоренностей. В январе 1985 г. делегация СССР внесла на рассмотрение конференции "Основные положения договора о взаимном неприменении военной силы и поддержании отношений мира", но эта инициатива не встретила поддержки Запада.

Конструктивный подход к европейским проблемам нового советского руководства во главе с Горбачевым внес заметный вклад в продвижение Стокгольмской конференции к успешному завершению. К лету 1986 г. в Стокгольме были согласованы практически все вопросы, кроме одного. Речь шла о категорическом требовании Запада согласиться на проведение инспекций на местах военной деятельности государств-участников СБСЕ

В Стокгольме удалось принять развернутый документ. В нем раскрывался и конкретизировался принцип неприменения силы или угрозы силой. Государства-участники СБСЕ подчеркнули, что "никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа". Документ Стокгольмской конференции содержал обязательство воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения любого другого государства к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Вместе с тем участники конференции подтвердили свою приверженность всем принципам, содержавшимся в Хельсинкском Заключительном акте, и обязательство неукоснительно применять их. В этом контексте государства-участники СБСЕ вновь отметили всеобщее значение прав человека и основных свобод. Они подчеркнули необходимость принятия решительных мер по предотвращению терроризма и борьбе с ним, включая терроризм в международных отношениях.

Участники Стокгольмской конференции договорились о расширении мер доверия и их совершенствовании. В соответствии с мандатом Мадридской конференции меры доверия должны были охватывать всю Европу, а также прилегающий морской район и воздушное пространство.

Государства-участники Стокгольмской конференции согласились давать письменные уведомления о различных видах своей военной деятельности, если в ней участвует по крайней мере 13 000 человек, или 300 боевых танков (две бригады/полка), или задействованы существенные воздушно-десантные или амфибийные силы. Уведомление должно было делаться не позднее чем за 42 дня до начала соответствующей военной деятельности в зоне применения мер укрепления доверия и безопасности.

Государства-участники Стокгольмской конференции обязались обмениваться ежегодными планами своей военной деятельности, подлежащей предварительному уведомлению, осуществляемой в зоне применения мер укрепления доверия и безопасности.