logo search
ГОС_общий

1.История возникновения и развития географических наук.

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

Уже в 2 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения.

В IV в. до н. э. — V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель глобуса, предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий.

Средневековье

До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Это учёные и путешественники — Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Баттута. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.

Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.

ВГО

XV—XVII века — расцвет географии на фоне всеобщего подъёма культуры и науки. География стала важнейшей наукой, обогатилась сведениями о природе и населении почти всей суши, начала делиться на общую и частную. На карте Меркатора были показаны реальные очертания материков, а на карте Леонардо да Винчи — гипотетический Южный материк. В России же создали «Большой чертеж» Российского государства в 1627 году.

В XVII—XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Дж. Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток.

Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен).

В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Литке, Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский, Кропоткин, Миклухо-Маклай, Воейков, Докучаев, Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.

В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.

Конец XIX и начало XX вв. были «серебряным веком» в развитии и становлении географии как науки, хотя еще оставались обширные «белые пятна» практических познаний, особенно в полярных странах. Путешественники и исследователи, «стиравшие» эти пятна на географических картах, становились национальными героями.

В Арктике открыты: Земля Франца-Иосифа, острова Де-Лонга, северная часть Канадского архипелага. А.Норденшельд в 1878-1879гг. впервые прошел Северо-Восточным путем, доказав, что северный морской путь можно использовать в хозяйственных целях. Знаменитый дрейф Ф.Нансена (1893-1896гг.) положил начало изучению Центральной Арктики.

Блестящую страницу в изучении Центральной Азии вписали экспедиции Русского географического общества под руководством Н.М.Пржевальского, Г.Н.Потанина, П.К.Козлова, М.В.Певцова, В.И.Роборовского, В.А.Обручева и др. Только Н.М.Пржевальский, во время четырех своих путешествий с 1870 по 1885г. прошел 30 тыс.км, открыл ряд больших хребтов и собрал богатейшие ботанические и зоологические коллекции. Интересный научный материал собрал Ф.Рихтгофен во время своих путешествий по Китаю.

В 1903-1906гг. Р.Амундсен впервые осуществил плавание Северо-Западным морским путем. В 1909г. Р.Пири достигает Северного полюса, а в декабре 1911 Р.Амундсен и в январе 1912г.Р.Скотт - Южного полюса.

К концу XIXв общий объем знаний о Земле сильно возрастает. Систематизация и обобщение географических знаний в основном проходила по отдельным компонентам природы, что способствовало формированию самостоятельных дисциплин географического цикла. География все больше «кустится», приобретая черты семейства наук. В эти годы зафиксировано появление, наряду с землеведением, также геоморфологии, климатологии, почвоведения, озероведения, ландшафтоведения, биогеографии, экономической географии, географии человека.

Достижения геодезии и геофизики позволили уточнить форму Земли, получившую название геоида. Возникло учение о платформах и геосинклиналях. П.А.Кропоткин обосновывает теорию четвертичных материковых оледенений, а Ф.Рихтгофен дает генетическую классификацию рельефа. В.Дэвис создает теорию «географических циклов» развития рельефа.

Выдающиеся климатологические работы принадлежат А.И.Воейкову. Он впервые обратил внимание на связь режима  рек и озер с климатом. Труды Ф.А.Фореля заложили основы лимнологии.

В.В.Докучаев определяет почву как особое «естественноисторическое тело», как продукт взаимодействия климата, материнских пород, растительности, рельефа, а также возраста страны (1949, т.2, с.72, 303). Он наметил генетические типы почв и связал их распространение с мировым законом зональности.

К концу XIX в. оформляется как учение геоботаника, отделившаяся от географии растений. У ее истоков стояли такие ученые с мировым именем как Ф.Ратцель и А.Н.Краснов. В зоогеографии большое место занимали вопросы изучения физико-географической среды жизни животных и зоогеографического районирования (Н.А.Северцев, А.Уоллес, М.А.Мензбир). Интересную работу публикует американец Х.Мерием о биоклиматических зонах. В северном полушарии он выделяет три циркумполярных (широтных) пояса, которые делятся на зоны. Зоны выделялись им по суммам эффективных температур.

1950-1970 В географии получает теоретическое осмысление установка «органицизма», связанная с системными по своей сущности учениями о ландшафтах, биогеоценозах, биосфере и ноосфере. Расширяются границы объекта за счет изучения социальных групп людей (этносы, городской и сельский образ жизни) и предмета изучения (переход от районирования как главной теоретической цели науки к выявлению механизмов процессов в пределах структуры географических образований).

В разработке теоретических и методологических позиций географической науки происходит смена концепций и методов исследования. Еще в 50-е годы в период реконверсии ведущей концепцией у зарубежных географов была региональная, а у советских - зонально-типологическая и комплексный подход. Ключевыми понятиями теории значились зональность, районирование, тепловой и водный режим Земли, развитие хозяйства, рациональное использование, урбанизация, освоение, преобразование природы. В 60-е и 70-е годы XXв. происходит количественная и теоретическая «революция». Это годы географического модернизма, поиска интегральных путей объединения различных отраслей географии с помощью общенаучных представлений, в значительной степени опирающихся на установки неопозитивизма. Делалась попытка преодолеть представление о географии как науке идеографической (описательной) и осознание ее как науки, обладающей возможностью познания общегеографических закономерностей, обращения географов к активной формализации аппарата географических обобщений, к методам моделирования.

Последняя треть XX в. отличается возросшими масштабами и скоростью технолого-экономического прогресса (ведущей становится научная мысль), спецификой геополитических процессов (окончание холодной войны, распад биполярного мира), углублением различий социально-экономических условий жизни развитых и развивающихся стран, усложнением проблем цивилизационной культуры (экологических и социальных, натурофобии, падения морали и др.), усложнением структуры Ойкумены и ростом виртуальности ситуаций, бурным развитием информационных технологий, ростом национальных конфликтов и терроризма. Последнее, как и третье, - диалектическая противоположность всем другим положительным тенденциям. Конец XX в. оказался и временем, поставившим на грань выживания все человечество. Та же, но  более общая диалектическая противоположность.

В развитии науки сказались кризисные ситуации индустриального общества и получили развитие новые тенденции - экологизация сознания человека,гуманитаризация естественных наук, глобализация экономического и политического мышления, сложное сочетание глобального и регионального как на национальном, так и международном уровнях.

Ведущей установкой в географии становится восприятие мира как многомерного пространства со сложной системой связей и зависимостей. Базисными категориями такого пространства, составляющими основу географического мышления, становятся «пространство-место» и «территория-район». Философско-методологическое содержание этих пространственных понятий такое: пространство соответствует общему (роду), место - частному (виду), территория -целому, район - части. Иначе говоря, территория и район являются реальными объектами, а пространство и место - аналитико-синтетическими понятиями (Костинский, 1997), т.е. территория и район - объекты, а пространство и место - предметы. В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы. Обобщающими категориями теоретического фундамента географии стали: геопространство, место, регион (территория), местоположение, единство пространства и времени, устойчивость и изменчивость, локально-глобальный континиум, географическая среда.Пополнение предмета географии «четвертым измерением» - временем, дополнило систему категорий функционированием, динамикой, эволюцией. Это было обусловлено общенаучной синергетической парадигмой и тесно связано с процессами экологизации и гуманитаризации.