3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
К нетарифным методамвлияния государства на мировые цены относятся: квотирование; лицензирование; «добровольное ограничение»; государственные заказы и закупки; требования о содержании местных компонентов; стандарты; субсидии; кредитование; демпинг; различного рода помощь.
Эти методы можно разделить на три группы: количественные, скрытые, финансовые. Правительства многих стран широко используют их в торговой политике, тем самым не прямо, а косвенно влияя на ценообразование. Преимущество нетарифных методов заключается в следующем:
во-первых, они считаются более приемлемыми в торговой политике, поскольку не являются дополнительным налоговым бременем для населения;
во-вторых, их использование может быстрее привести к искомой цели;
в-третьих, эти методы почти не регулируются международными соглашениями.
К количественным нетарифным методамотносится квотирование –разновидность мер по регулированию деятельности на мировом рынке, вводимых государствами и международными организациями по ограничению производства, экспорта и импорта товаров. Применяется в целях сбалансирования поставок и платежных балансов для достижения эластичности спроса и предложения на внутреннем рынке. Реализуется при использовании квоты.
Квота– количественная нетарифная мера ограничения экспорта и импорта товара в протекционистских целях определенным количеством или суммой на оговоренный промежуток времени. По направлениям действия квоты делятся на импортные и экспортные.
Цена
Квота Рис. 3.4. Взаимосвязь импортной квоты и цены на товар
Таким образом, введение квот на прямую связано с повышением цен, сокращением спроса и стимулированием национального производства товаров.
Защищая местных производителей, государство определяет потребительскую цену на ввозимую продукцию на уровне цены более дорогого продукта отечественного производства. Импортную квоту используют почти все страны мира. Например, США накладывают квоту в 5,7 млн л на импорт молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кг на импорт мороженого из Нидерландов, в 3,4 млн кг на импорт сыра из Швейцарии.
Экспортные квотыстра;´ны используют в соответствии с международными стабилизационными отношениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке. Часто квоты применяются для обеспечения отечественных производителей достаточными товарными запасами по более низкой цене, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также в целях повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки.
Кроме вышеназванных квот, специфическим типом квотирования является эмбарго, которое полностью запрещает торговлю. Чаще всего его используют в политических целях для давления на страны. Особенно часто применяют эмбарго США, Англия и другие развитые страны.
Эмбарго для страны имеет тяжелые экономические и социальные последствия. Вместе с тем, оно, по принципу бумеранга, отражается на стране, которая его использовала.
Важным методом вмешательства в мировое ценообразование является лицензирование– разрешение на торговые операции до совершения торговых сделок. Требование лицензирования торговли может не только ограничить импорт или экспорт путем прямого отказа, но также привести к ухудшению торговли в связи с дополнительными затратами, задержками и неопределенностью.
Одна из форм количественного ограничения импорта в страну – «добровольное» ограничение экспорта, которое представляет собой обязательства одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятого в рамках межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Примером «добровольного» ограничения экспорта могут служить взаимоотношения США, Японии и Европейского Союза. Так, Япония «добровольно» ограничивает свой экспорт автомобилей в США, телевизоров – в Великобританию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург.
Эмбарго, лицензирование, «добровольное» ограничение экспорта являются количественным инструментарием нетарифных методов государственного вмешательства в экономику и, так же как квоты, существенно влияют на мировые цены.
- Тема 1 теоретические основы ценообразования на мировом рынке
- Ключевые понятия
- 1.1. Основные типы структуры мирового рынка
- 1.2. Международное разделение труда
- 1.3. Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену
- Тема 2 система цен мирового рынка
- Ключевые понятия
- 2.1. Множественность цен мирового рынка
- 2.2. Основные виды мировых цен
- 2.3. Установление цен
- Тема 3 государственное регулирование мировых цен
- Ключевые понятия
- 3.1. Основные методы государственного вмешательства в мировое ценообразование
- 3.2. Пошлины и их роль в мировом ценообразовании
- 3.3. Использование государством нетарифных методов влияния на мировые цены
- 3.4. Скрытые формы государственного воздействия на мировые цены
- 3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование
- Тема 4 ценообразование на мировых товарных рынках
- Ключевые понятия
- 4.1. Международная торговля: сущность, теории
- 4.2. Конъюнктура на мировых товарных рынках
- 4.3. Товарная структура мирового экспорта
- 4.4. Мировой рынок сырья
- Экспортные цены на нефть
- Цены мирового рынка на нефть, долл. За баррель
- 4.5. Ценообразование на мировом рынке продовольствия
- Тема 5 мировая торговля услугами и цены
- Ключевые понятия
- 5.1. Сущность услуг и их место в международной торговле
- Объем и удельный вес услуг в мировой торговле в 2000 г.
- Мировой экспорт услуг, млрд долл.
- 5.2. Структура экспорта услуг на мировом рынке
- 5.3. Транспортные услуги и их тарифная система
- Тема 6 Ценообразование на мировом финансовом рынке
- Ключевые понятия
- 6.1. Сущность мирового финансового рынка
- Десять фондовых рынков в 2002 г., %
- 6.2. Мировой валютный рынок. Курсы валют
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке золота
- Структура предложения и спроса на золото на Западных рынках