logo search
СТУДЕНТАМ / Короткевич / Короткевич В

1.3.1. Формирование новой государственности

Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры — Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Государственного секретаря. На местах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Непосредственно президентом формировалось и Правительство России, все назначения проводились по прямому указанию Б. Н. Ельцина, управление осуществлялось на основании президентских указов. Эти меры оправдывались политической целесообразностью — необходимостью в революционном темпе сломать старый партийно-государственный аппарат.

Проведенные изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1978 г. Она не предусматривала разделения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. В соответствии с Конституцией вся власть в центре и на местах принадлежит Советам народных депутатов, высшим органом власти является Съезд народных депутатов, а в промежутках между съездами — Верховный Совет РСФСР. Правительство по Конституции было подотчетно Верховному Совету.

Таким образом, создалось своеобразное двоевластие. Первоначально, пока президент пользовался поддержкой большинства депутатов, это противоречие ощущалось слабо. Но с началом реформ непопулярные жесткие экономические меры вызвали рост социального напряжения, повышение политической активности в различных слоях российского общества и рост оппозиционных настроений. В январе-феврале 1992 г. в Москве и других городах России прошли митинги сторонников возврата к старом порядкам. 23 февраля многочисленный митинг был организован в Москве «Союзом офицеров» и «Трудовой Москвой». В этот же день имели место столкновения демонстрантов с ОМОНом. С обеих сторон были пострадавшие. Резко обострились противоречия между законодательной и исполнительной властью. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Сначала с критикой политики радикальных экономических реформ выступил Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов; затем к нему присоединился вице-президент А.В.Руцкой. В апреле на VI съезде народных депутатов РФ произошла консолидация противников курса реформ и началось массированное наступление на правительство. Центром оппозиции стал Верховный Совет Российской Федерации. Противоречие Советов и президента зашло в тупик. Изменить же конституцию мог только Съезд народных депутатов или всенародный референдум. Конфронтация между исполнительной и законодательной федеральными властями нарастала на протяжении всего 1992 г. Каждая из ветвей выстраивала свою систему взаимоотношений с региональными властями. С одной стороны, президент Б. Н. Ельцин искал постоянного взаимодействия с президентами республик и губернаторами областей — руководителями исполнительной власти. С другой стороны, Р. И. Хасбулатов в качестве главы федеральной законодательной власти стремился, основываясь на принципах советской системы власти, выстроить свою вертикаль. Каждая из сторон создавала свои организационные структуры: Ельцин — Совет глав республик, Хасбулатов — Всероссийское совещание советов всех уровней.

В декабре 1993 г. на VII съезде народных депутатов Российской Федерации был достигнут компромисс: Б. Н. Ельцин по требованию оппозиции отправил в отставку Е. Т. Гайдара и согласился на назначение новым председателем правительства В. С. Черномырдина, а съезд пошел навстречу президенту, согласившись на проведение 11 апреля 1993 г. референдума, который должен был разрешить спор между ветвями власти, и заморозив вступление в силу поправок к конституции, ограничивающие президентские полномочия.