Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
В начале января 1980 года США взяли на себя инициативу выступления перед Советом Безопасности ООН, который квалифицировал акцию Советского Союза (ввод советских войск в Афганистан в 1979 году) как открытое применение вооруженной силы за пределами своих границ и военную интервенцию. СССР наложил вето на резолюцию Совета Безопасности; его поддержали пять государств-членов Совета из третьего мира. 14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН на своей Чрезвычайной сессии подтвердила резолюцию Совета Безопасности 108 голосами против 14 - явное и полное дипломатическое поражение СССР.
Советско-американское заявление от 13 сентября 1991 года провозгласило право афганского народа определять свою судьбу без вмешательства извне, подчеркнуло необходимость прекращения военных действий, немедленного проведения свободных выборов и создание переходного механизма под эгидой ООН. В тот же день были взаимно прекращены поставки оружия в Афганистан. 15 ноября 1991 на переговорах между делегациями от моджахедов и от СССР и РСФСР представители афганской оппозиции в принятом совместном заявлении заявили о своем согласии с перечисленными в советско-американском документе мерами по урегулированию ситуации в регионе. Но, к сожалению, кровопролитие в стране продолжается до сих пор.
На путях политического урегулирования афганской проблемы и создания в Афганистане неагрессивного государства в дальнейшем необходимо сосредоточить основные внешнеполитические усилия всех заинтересованных в этом государств во взаимодействии со всем международным сообществом в целом. Видимо, это сотрудничество большей частью будет проходить в рамках ООН, поэтому повышение роли этой международной организации в регионе, несомненно, будет весьма плодотворным для разрешения афганского кризиса.
История движения 'Талибан'
Движение "Талибан" зародилось в городе Кандагаре в первой половине 1990-х годов.
По официально версии мулла Мохаммад Омар (бывший моджахед, потерявший глаз на советско-афганской войне) собрал небольшую группу радикально настроенных исламских студентов - "учеников Аллаха" - и повел их в бой за очищение Ислама и установление богоугодной власти на территории страны.
Слово "талиб" как раз и означает "ученик". По неофициальной версии в свой первый бой талибы пошли, чтобы отбить похищенных из их деревни женщин.
В СМИ всего мира часто высказывалось подозрение, что столь быстрое вознесение "Талибана" было результатом работы пакистанской секретной службы, в свое время поддерживавшей моджахедов в их войне против советской интервенции.
Достоверно известно только, что, оружием армию талибов снабжало правительство Пакистана, а деньгами - Саудовская Аравия.
Западноевропейские журналисты в конце 90-х годов утверждали, что за спиной Пакистана и саудовцев в годы становления Талибана стояли Соединенные Штаты, хотя официальный Вашингтон делал все возможное, чтобы держаться в тени.
Основное объяснение тогда было: газ - новый фактор стратегической игры. Новое независимое государство Туркменистан, как оказалось, располагает большими запасами газа и стремится экспортировать его в обход России, оплачивающей поставки в рублях.
Пакистану газ очень нужен, а кроме того, он стремится стать рынком сбыта для Средней Азии, используя для этого порт в Карачи и новый порт в Гвадаре.
В те времена американская компания United Oil of California (UNOCAL) объединилась с саудовской фирмой "Дельта" для прокладки газопровода, который должен соединить Туркменистан с Индийским океаном.
Старая коалиция из Саудовской Аравии, Пакистана и Соединенных Штатов, поддерживавшая афганских моджахедов, казалось, воссоздается вокруг фундаменталистов-талибов. При этом талибы - вовсе не моджахеды.
Талибан появился как движение анти-моджахедовской направленности. Первой задачей группы Мохаммада Омара было убийство лидера моджахедов и его людей, напавших на трех женщин в Кандагаре. Уже к февралю 95 года половина афганских провинций на юге были заняты Талибаном, а Кабул оказался в окружении. Правительству тогда удалось отбить эту атаку, но ненадолго.
Военные действия "Талибан" начал после того как пакистанское правительство объявило об открытии торгового пути через Афганистан в Центральную Азию (то есть бывшие советские республики - Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).
Отношения между правительствами Пакистана и Афганистана все ухудшались. Тысячи бойцов "Талибана" пришли из Пакистана.
Правительство Раббани было вынуждено перебраться на север страны, в Таликан. После того как бойцы хазарейской группировки "Хезбе вахдат" в начале 2001 отвоевали города Яколанг и Бамиан, имеющие важное стратегическое положение на пути из Кабула на север страны, у Северного альянса появились шансы остановить дальнейшее продвижение талибов.
Однако гибель Раббани в результате покушения в сентябре 2001 года значительно ослабило Северный альянс, воля и авторитет покойного считались едва ли не главной силой, удерживавшей вместе разные по этническому и религиозному составу группировки альянса.
Весной 2001 на политической сцене на время появлялась третья сторона - бывший король Афганистана Захир Шах, который согласился сформировать правительство в изгнании.
Тогда сообщалось, что планируется Лоя джирга - собрание представителей находящихся в эмиграции видных афганских лидеров, политиков и духовных авторитетов для подготовки новой конституции и проведению всеобщих выборов. Но потом информация о судьбе этой инициативы перестала поступать.
Правительство талибов было признано только тремя государствами - Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. На контролируемых талибами территориях были введены законы шариата в их крайне жесткой интерпретации (запрещены телевидение и западная музыка, танцы, введение глухой паранжи для женщин, которые не имеют права работать и учиться, публичные казни и т.д.).
В сентябре 2009 года группировка сменила название и теперь предпочитает именовать себя Исламским Эмиратом Афганистана - Islamic Emirate of Afghanistan.
- Палестинская проблема после Второй мировой войны
- Япония во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны».
- Турция во внешнеполитической стратегии сша в годы «холодной войны»
- Общая внешняя политика и политика безопасности ес.
- Европейская оборонная идентичность
- Расширение Европейского Союза на Восток
- Китай в политике сверхдержав в годы «холодной войны».
- Обострение международной военно-стратегической обстановки в первой половине 80-х гг. Факторы усиления блоковой конфронтации.
- Переговоры между ссср и сша по вопросам разоружения в 1980-е гг. Соглашение по рсд-рмд (ракеты средней дальности и ракеты меньшей дальности). Договор о сокращении снв.
- Внешняя политика Китая на современном этапе
- Новая роль сша в международной политике
- Основные этапы и принципы дипломатии России на постсоветском пространстве
- Роль Южной Кореи в региональной политике. Проблема объединения Кореи
- Геополитическая обстановка в Южной Азии. Особенности внешней политики Индии и Пакистана в 90-е гг. Хх в.
- Особенности внешней политики Ирана в 90-е гг. Хх века
- Косовский кризис и позиции ведущих держав
- Внешнеполитическая обстановка вокруг Афганистана. Движение Талибан
- Современные дипломатические отношения: сша и Саудовская Аравия
- Трения в трансатлантических отношениях. Сша и страны «Новой Европы»
- Решения и значение трех конференций в период Второй мировой войны
- Баланс сил и региональная интеграция в атр после второй мировой войны
- Формирование новой системы безопасности в Европе
- «Гонка вооружений» и дипломатия
- Восточная политика в.Брандта
- Деколонизация Африки и возникновение Движения неприсоединения
- 26. Роль дипломатии в процессе воссоединения Германии.
- Процесс «нового мышления» в вопросах внешней политики в ссср.
- Система многополюсного мира: проблемы и подходы к проблемам безопасности.
- Глобальные проблемы и международные отношения.
- Новые подходы к национальной безопасности и внешней политике сша на рубеже ххi в.
- Внешнеполитическая стратегия Англии в Европе.
- Стратегия внешней политики сша.
- Китайско-американские отношения на современном этапе.
- Взаимоотношения между сша и латиноамериканскими государствами в рамках оаг.
- Роль международных организаций в дипломатии.
- Дипломатия и вопросы региональной безопасности.
- Иракский кризис: противостояние сша с европейскими странами.
- Становление дипломатии Республики Казахстан: этапы и направления.
- Коллективная дипломатия ес
- Транснациональные движения и организации
- Проблема нераспространения ядерного оружия
- Политические лидеры и их роль в международной политике
- Контроль над вооружением в международной политике и вопросы разоружения
- Транснационализм и суверенные государства в современном мире: моральный аспект, правовой аспект, политический аспект, инструментальный аспект, экономический аспект.
- Трансформация понятия стратегической безопасности
- Всеобъемлющий подход к международной безопасности
- Национальные интересы и политические реалии
- Глобализация экологических проблем
- Международная преступность
- 56. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами
- 57. Деградирующие страны – «Серые зоны» и мировое сообщество
- 58. Страны – изгои и мировое сообщество