logo search
Лекции по ценообразованию

3.5. Финансовые инструментарии государственного вмешательства в ценообразование

Финансовыми методами воздействия правительств стран на ценообразование являются субсидии, кредитования, демпинги, финансовая помощь.

В современных условиях, в целях стимулирования экспорта и ограничения импорта на отдельные товары и услуги, многие страны широко практикуют субсидирование.

Субсидия – пособие в денежной или натуральной форме, представляемое государством за счет бюджета отечественным фирмам и предприятиям, а также иностранным государствам и фирмам в целях поддержки национальных производителей на мировом рынке.

Субсидирование является одной из важнейших форм государственного вмешательства в ценообразование. Реализуя свои товары по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, экспортеры несут огромные убытки и не получают прибыли. В целях поддержки их конкурентоспособности страны за счет государственного и местного бюджетов осуществляют прямое субсидирование. Многие правительства не ограничиваются толь­ко специальными субсидиями, а используют и другие методы. Поскольку прямое субсидирование экспорта запрещено правилами Всемирной торговой организации (ВТО), положениями Ограничительной деловой практики (ОДП) и другими международными организациями, а его применение слишком очевидно для конкурентов, государство прибегает к таким формам компенсации убытков экспортеров, как представление отечественным производителям набора различного рода услуг:

Косвенное субсидированиеэкспортеров осуществляется банками: предоставление льгот по уплате налогов; льготные условия страхования; займы по ставке ниже рыночной; возврат рыночных пошлин и т. д.

Характерным примером государственной поддержки цен на различные товары и услуги могут служить страны Европейского сообщества. Еще во времена зарождения этой региональной организации сложилась целая система финансовой стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию ее участников:

Некоторые экономисты считают, что если бы не было системы государственной поддержки цен на европейском рынке, то цены, которые существуют на свободном рынке, превысили бы их в несколько раз.

Экономически более предпочтительным методом ограничения импорта является внутреннее, а не экспортное субсидирование, которое осуществляется с помощью национальных банков. Финансируя отечественных производителей, товары которых реализуются на внутреннем рынке, государство тем самым предоставляет им более благоприятные условия в ценовой конкуренции по отношению к фирмам-импортерам. Получив субсидию, местные товаропроизводители имеют возможность реализовать больше своей продукции и расширить долю рынка.

О взаимосвязи внутренних субсидий и цен на национальном рынке можно судить по данным рис. 3.5.

Рис. 3.5. Взаимосвязь внутренних субсидий и цен на национальном рынке:

Ц1 – внутренняя цена до начала торговли (150 усл. ед.); Ц2 – внутренняя цена при предоставлении субсидии (125 усл. ед.); Ц3 – мировая цена (100 усл. ед.); Ц4 – демпинговая цена (85 усл. ед.);

D – спрос; S1, S2, S3, S4, – предложение

Представим, что внутренняя цена Ц1до начала торговли и до предоставления субсидии составила 150 условных денежных единиц. После начала торговли при мировой ценеЦ3в 100 условных денежных единиц страна производит 20 единиц товара и 40 единиц  товара импортирует. Внутреннее потребление составляет всего 60 единиц. Получив субсидию в 50 условных денежных единиц, отечественные производители могут снизить свою цену на уровень субсидии и увеличить производство с уровняS4до уровняS2.

В условиях научно-технической революции субсидирование активно используется для финансирования фундаментальных научных исследований, опытных конструкторских работ, внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, для подготовки кадров и т. д.

Экспортное субсидирование – представляет собой бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке.

Таким образом, субсидирование представляет собой наиболее завуалированную форму ценовой конкуренции на мировом рынке. Это относится в равной степени как к производителям товаров для внутреннего рынка, так и к экспортерам, поскольку им государство предоставляет специальные бюджетные выплаты. На субсидирование развитые страны тратят огромные средства. Об этом говорят следующие данные: в 90-х годах внутренние субсидии в США на молоко составили примерно 60% его продажной цены, в Европейском Союзе – 50%, в Японии – 80%; на сахар – соответственно, 75, 75 и 70%.

Система финансовых расчетов между странами в виде «плавающих курсов»создала новые возможности для применения валютного демпинга. «Плавающие курсы» имеют прямую связь с уровнем цен, так как цена на товары постоянно «плавает» с курсами валют.

В мировой экономике с экспортным субсидированием тесным образом связано экспортное кредитование или международный кредит.

Международный кредит – нетарифный метод внешнеэкономической политики, предусматривающей финансовое стимулирование государством развития экспортной деятельности.

Экспортное кредитование оказывает достаточно сильное воздействие на мировые цены. Оно осуществляется путем предоставления валютных и товарных ресурсов иностранным заемщикам на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, преимущественно в виде займов.

В зависимости от того, кто непосредственно кредитует иностранного покупателя, экспортное кредитование может быть фирменным или банковским. Во многих случаях экспортное кредитование выступает в качестве правительственных кредитов или кредитов правительственных органов. Необходимо отметить, что фирменные и банковские частные экспортные кредиты имеют государственные гарантии от различного рода рисков в рамках систем их страхования. По данным Международного валютного фонда, экспортное кредитование сконцентрировано на небольшой группе стран. Примерно 63% всех экспортных кредитов в мировой экономике получают лишь десять стран, среди них Россия, Китай, Бразилия, Мексика и др. Особенностью экспортного кредитования в мире является их связанный характер, т. е. кредиты обусловлены закупкой определенной продукции в стране, предоставившей кредит. Например, кредиты, полученные Россией от США и Канады, были в основном связаны с закупкой зерна в этих странах.

В мировой практике широко используется льготное кредитование экспорта. Особенно часто оно применяется правительствами Японии, Франции и Великобритании.

Кроме субсидий государство применяет и другие формы поддержки экспорта (например, иностранная помощь). Эта форма вмешательства в ценообразование имеет особое значение для получения контрактов на реализацию проектов по созданию железных дорог, электростанций, телекоммуникаций. Некоторые экономисты утверждают, что 1/3 товаров производственного назначения, реализуемых на мировом рынке, финансируется посредством «помощи».

Одной из форм финансовых методов вмешательства в мировое ценообразование является демпинг.

Демпинг – экспорт товаров по «бросовым» ценам, которые значительно ниже цен страны-экспортера, при условии, что такого рода продажи нанесут сильный ущерб соответствующей отрасли в стране импортера.

Осуществляется демпинг за счет отдельных фирм, а также государственных субсидий экспортерам.

Демпинг выступает в следующих формах:

Условия осуществления демпинга:

Демпинг используется, прежде всего, с целью подавления рынка и его захвата; он прямо связан с ценами на товары и услуги. Применяя демпинг, фирмы первоначально несут огромные материальные и финансовые убытки, а в последствии получают сверхприбыли. Начальные потери фирм, применивших на мировом рынке демпинг, компенсируются, как правило, за счет завышения цен на другие товары или на те же товары на других рынках, в том числе и на внутреннем рынке страны-экспортера. Если демпинг применяют государственные предприятия, то их потери покрываются субсидированием экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Экономическое содержание взаимосвязи экспортного субсидирования и цен наглядно представлено на рис. 3.6.

Рис. 3.6. Взаимосвязь экспортных субсидий, компенсационных пошлин и цен:

Ц1 –цена после предоставления субсидии; Ц2 – свободная цена

В условиях свободной торговли рыночный спрос равен равновесной цене Ц2. В точке А достигается максимум преимуществ от внешней торговли для всего мирового хозяйства. Экспортное субсидирование опускает кривую предложения до точки С, что позволяет увеличить импорт и снизить цену доЦ1.

В целях уменьшения издержек, связанных с применением демпинга на мировом рынке, стра;´ны, в которые реализован товар по демпинговым ценам, согласно правилам Всемирной торговой палаты, имеют право облагать его специальной антидемпинговой импортной пошлиной, равной разнице между внутренней ценой на рынке страны-экспортера и ценой, по которой данный товар экспортируется.

Несмотря на то что использование демпинговых цен на мировом рынке запрещено ВТО и другими международными и региональными организациями, многие страны применяют его и в настоящее время. Так, с начала 80-х годов каждые пять лет только против американских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге. За этот же срок США выдвинули более 350 претензий к другим странам, а страны ЕС – 280. Стратегия демпинга характерна для продажи энергоносителей, автомобилей, леса, станков. Правительства стран, в торговле с которыми применяются демпинговые цены, ограничивают продажу дешевых импортных товаров, подрывающих развитие производства национальных товаров. В борьбе с демпинговыми ценами они также широко используют различного рода пошлины, а иногда применяют эмбарго.

На современном этапе развития мировой экономики особо важное значение приобретает проблема использования валютного демпинга. Как отмечалось выше, товарный демпинг в основном осуществляется за счет прибылей, получаемых на внутреннем рынке, и государственных субсидий. Предпосылкой валютного демпинга служит понижение курса валюты страны-экспортера, поэтому он напрямую связан с необходимостью государственного вмешательства в виде правительственного решения о девальвации валюты, которая дает возможность фирмам снижать свои экспортные цены в валюте страны-покупателя.

Таким образом, спор о том, должно ли государство вмешиваться в экономику и обеспечивать экономический рост, убедительно разрешил мировой финансовый кризис. Уже нет сомнения, что все решения, которые принимают правительства стран по налогам, тарифам, субсидиям, процентным ставкам по кредитам, по валютным курсам, а также по вопросам образования, здравоохранения, подготовки кадров и т. д., прямо или косвенно характеризуют государственное воздействие на экономические процессы как внутри страны, так и на мировом рынке. Современные процессы, происходящие в мировой экономике, практически потеснили концепцию, что «государство должно вмешиваться в экономику там, где не срабатывает саморегулирующий механизм», и выдвигают на первый план комплекс государственного инструментария по использованию его в преодолении мировых экономических кризисов. Мировая экономика, в отличие от внутренней, фундаментом которой являлась свободная конкуренция, базировалась (а теперь развивается) на качественно иных отношениях: межгосударственных договорах и использовании преимуществ мирового разделения труда.