logo
Билеты МЭИ

55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.

Усиленные интеграционные процессы в АСЕАН начались с момента создания Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА). На данный момент, фактически вся торговля между странами АСЕАН-6 стала беспошлинной (отмена таможенных пошлин по 99,11% товарных позиций), а остальные четыре страны должны прийти к этому до 2015 года (снижение пошлин на 98,86 % товарных позиций до 0-5%). Таким образом, с одной стороны АСЕАН уверенно движется к выполнению одной из задач Плана — свободному перемещению товаров, но с другой стороны свободное перемещение услуг в рамках АСЕАН достаточно затруднено. Это связано с нежеланием некоторых стран увеличивать разрушенную долю участия иностранного капитала в национальных компаниях, вовлеченных в сферу услуг (сейчас данный показатель находится на уровне 51 %).

Экономическое сообщество видится как основа интеграционного процесса АСЕАН. Однако осталось всего два года, чтобы реализовать данную цель. Стоит заметить, что на данный момент задача построения Экономического сообщества была выполнена на 70%..

Лидеры стран АСЕАН, со своей стороны, давно пришли к выводу, что Ассоциация не сможет реализовать свои цели без тесной кооперации с крупными азиатскими экономиками, включая создание с ними зон свободной торговли. В итоге началась строиться система двустронних соглашений со странами Восточной Азии вокруг АСЕАН как центра, на базе которого в будущем должно быть построено Восточноазиатское экономическое сообщество (ВАЭС).

Данные соглашения позволили ликвидировать таможенные пошлины на подавляющую часть товаров. Первое подобное соглашение было заключено с Китаем. Идея формирования Зоны свободной торговли Китай-АСЕАН была выдвинута в 2002 году, но в полном объеме соглашение вступило в силу в 2010 году. Соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между АСЕАН и Южной Кореей было заключено в апреле 2006 г. и вступило в силу в июне 2007 г. С 2010 г. торговля основной частью «обычных товаров», а с 2012 г. всеми «обычными товарами» между Южной Кореей и АСЕАН-6 осуществляется беспошлинно. Беспошлинная торговля с Вьетнамом начнется через 6 лет, а с остальными тремя странами, через 8 лет. Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве АСЕАН - Япония было подписано в апреле и вступило в силу в декабре 2008 г. Оно охватило торговлю товарами и услугами, инвестиции и содействие сотрудничеству в ряде сфер. Зоны свободной торговли между АСЕАН и отдельными странами Восточной Азии представлены на рисунке.

Все 6 государств, представленных на рисунке, а также все страны АСЕАН образовали Восточноазиатский саммит в 2005 году. В 2012 г. членский состав был расширен за счет включения США и России. По сути, ВАС является диалоговым механизмом по решению стратегических вопросов, главный из которых – формирование Восточноазиатского экономического сообщества (ВАЭС) к 2020 г. На сентябрь 2012 г. состоялось пять саммитов ВАС. Связующим звеном всех пяти саммитов ВАС стала концепция формирования ВАЭС (East Asian Economic Community) к 2020 г. Нынешние и признаваемые модели ВАЭС включают формирование интеграционного объединения по формулам АСЕАН+6, АСЕАН+3, АСЕАН+1.

Сначала эти модели считались альтернативными, но позже они были признаны взаимодополняющими и постепенно расширяющими членский состав (т.е. переход от АСЕАН+1 к АСЕАН+3 и к АСЕАН+6). После формирования Восточноазиатского сообщества, АСЕАН планирует образовать самый широкий круг «особых» отношений, включающий все страны АТЭС и других так называемых партнеров по диалогу, в том числе США, Канаду, ЕС, Россию и другие внерегиональные государства. Нужно отметить, что страны, с которыми АСЕАН создает широкие региональные и межрегиональные структуры сотрудничества, являются главными торговыми партнерами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии на протяжении нескольких лет.

Для развития взаимовыгодных торгово-экономических отношений РФ со странами АСЕАН уже создан соответствующий механизм, который включает:

•Совместный комитет сотрудничества (СКС);

•Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК);

•Рабочую группу СКС по торгово-экономическому сотрудничеству;

•Рабочую группу СКС по научно-технологическому сотрудничеству;

•Фонд сотрудничества Россия – АСЕАН, в который, по решению Правительства РФ с марта 2007 года ежегодно перечисляется 500 тыс. долл. на цели реализации совместных программ по государственной линии.

Главная проблема РФ – это всё ещё незначительное экономическое присутствие в ЮВА, как в сфере торговли и инвестиций, так и на других направлениях экономического и научно-технического взаимодействия. Россию в ЮВА пока ещё не видят в качестве экономического партнера, такого, как США, Китай, Индия, Южная Корея, Япония. Их частный бизнес уже давно обосновался на асеановском рынке. Вместе с тем, у нас есть и свои конкурентные преимущества. Среди них, прежде всего, атомная энергетика, военно-техническое сотрудничество, космические исследования, а также возможности крупных российских инвесторов, заинтересованных в зарубежной экспансии. Сейчас уже есть хорошие примеры вхождения нашего бизнеса, а именно госкорпораций и частных предприятий на асеановский рынок. Например, с Вьетнамом в 2010 году РФ заключила соглашение о строительстве первой АЭС, в 2011 году было принято решение о строительстве РЖД специальной железной дороги в Индонезии протяженностью 185 км, которая предположительно начнет работать уже в 2017 году. По ней планируется перевозить каменный уголь из глубинных районов острова Калимантан к морскому порту. Вместе с железной дорогой будет возведена теплоэлектростанция и модернизирован морской порт. Этот проект потребует инвестирования порядка 2,5 млрд. долл. Для Индонезии он имеет очень большое значение, так как претворяется в жизнь концепция взаимосвязанности. Также планируется строительство в Индонезии глиноземного завода. Сумма инвестиций здесь будет порядка 1 млрд. долларов. Есть очень интересные планы сотрудничества с Лаосом и Таиландом в области строительства ГЭС. Предполагается, что будет достигнута договоренность о строительстве в Лаосе как минимум трех гидроэлектростанций с возможностью переброски электроэнергии от них на территорию соседнего Таиланда, где как раз наблюдается дефицит электроэнергии. Стоит отметить, что на данный момент достаточно актуален вопрос о создании Зоны свободной торговли между АСЕАН и РФ. Хотя перспективы создания единой зоны свободной торговли Россия – АСЕАН пока окончательно не определены, Министерство экономического развития России проводит апробацию формата взаимодействия со странами АСЕАН. Проведенный анализ торговли в рамках Россия – АСЕАН за 2001-2011 гг. позволил распределить государства Ассоциации по трём группам с учётом их объёма товарных потоков с Россией. К группе с низким уровнем этого показателя относятся Бруней, Камбоджа, Лаос и Мьянма; к группе со средним уровнем – Малайзия и Филиппины; к группе с высоким уровнем – Вьетнам, Индонезия, Сингапур и Таиланд.